
В ЗКО суд встал на сторону потребителей, прошедших курсы менеджеров маркетплейса в онлайн-школе. Департамент торговли и защиты прав потребителей подал иск к двум ИП и добился расторжения договоров. Предпринимателей обязали вернуть деньги и выплатить компенсацию.
Департамент торговли и защиты прав потребителей по ЗКО обратился в суд в интересах 21 человека, которые оплатили обучение в онлайн-школе. Ответчиками выступили два индивидуальных предпринимателя.
В иске указали, что при оказании платных образовательных услуг ИП нарушили права потребителей, предоставив недостоверную и неполную информацию.
Что не устроило потребителей
По материалам дела, ученикам не гарантировали трудоустройство, оплачиваемые стажировки и выдачу сертификатов, хотя именно это ожидали клиенты.
Кроме того, договоры и условия оказания услуг предоставляли только после оплаты. Документы были составлены на одном языке, что затрудняло понимание условий и не позволяло заранее оценить риски.
Позиция суда
Специализированный межрайонный экономический суд ЗКО, изучив обстоятельства дела, пришел к выводу, что реклама ИП не отражала реального качества услуг. Обучение не обеспечивало заявленных результатов, в том числе трудоустройство и оплачиваемые стажировки.
Также суд установил, что договоры содержали положения, которые ограничивали ответственность исполнителей и ущемляли права потребителей.
В решении сказано, что между сторонами были заключены обычные договоры на платные услуги. Однако нарушения оказались серьезными и ставят под вопрос законность их выполнения.
Какое решение принял суд
Суд постановил расторгнуть 21 договор на оказание платных образовательных услуг.
С двух ИП в пользу каждого из 21 потребителя взыскали по 490 тыс. тенге, уплаченных за обучение, а также по 20 тыс. тенге компенсации морального вреда.
Ранее «Курсив» писал, что в 2024 году электронная торговля заняла лишь 14% розничного оборота в РК, а ее общий объем составил 3,2 трлн тенге против 22,4 трлн тенге в рознице, что ограничивает влияние e-commerce на инфляцию. Аналитики считают, что маркетплейсы не разгоняют рост цен, а усиливают конкуренцию и ценовую прозрачность, способствуя их сдерживанию.