Казахстанцам, попавшим под проверки мобильных переводов, надо сдать декларацию

Опубликовано 7 сентября 2026 17:21

Святослав Антонов

Святослав Антонов

Старший журналист отдела Business News s.antonov@kursiv.media
Декларации придется сдать тем кто превысил лимиты по переводам
Декларации придется сдать тем, кто превысил лимиты по переводам/иллюстрация kursiv.media, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

По итогам проверок банковских переводов в 2026 году уведомления получили 115 тыс. казахстанцев. Им нужно будет сдать декларацию о доходах, даже если они не занимаются предпринимательством.

В Комитете государственных доходов сообщили «Курсиву», что по итогам проверки банковских операций за 2026 год на текущий момент уведомления получили 115 тыс. физлиц. В КГД подчеркнули, что само по себе уведомление не влечет за собой меры административного воздействия, взыскания либо иные ограничительные меры в отношении физлиц. Уведомления носят информационно-разъяснительный характер.

Однако если ваши переводы все же попали под критерии налоговой (переводы от 100 разных лиц ежемесячно в течение трех месяцев подряд на сумму более 1 млн теңге), то нужно будет сдать налоговую декларацию.

«Если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя либо применяет специальный налоговый режим (СНР) для самозанятых, то полученный доход необходимо отразить в декларации о доходах и имуществе (форма 270.00) за 2026 год. Декларацию необходимо представить с 1 января по 15 сентября 2027 года, а индивидуальный подоходный налог (ИПН) уплатить до 25 сентября 2027 года. Если физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП, порядок отражения дохода зависит от применяемого налогового режима», – отметили в Комитете государственных доходов.

То есть получившим уведомления по итогам проверки в 2026 году и не зарегистрировавшимся после этого в качестве ИП нужно будет задекларировать доходы до 15 сентября 2027 года. После этого сопоставят сведения, полученные от банков второго уровня, с данными налоговой отчетности. В случае выявления расхождений налоговыми органами будут применяться процедуры камерального контроля.

Тем, у кого найдут расхождения в декларации, нужно будет исполнить уведомление налоговой в течение 30 дней. Исполнением при этом считается представление налоговой отчетности при согласии с выявленными расхождениями или представление пояснений о том, как возникли расхождения, при несогласии с ними.

Напомним, что 17 тыс. казахстанцев зарегистрировались в качестве ИП по итогам проверок мобильных переводов.

Читайте также