Влияние технологических компаний на рынок акций приближается к рекорду
По своей доле в индексе S&P технологические компании могут побить рекорд 1999 года. Рост прибыли сектора развеивает опасения по поводу «пузыря».
Технологические компании собираются завершить год с рекордным весом на фондовом рынке, превзойдя даже пик эры доткомов. И это еще раз демонстрирует, насколько возросло их влияние на мировых потребителей.
Эти компании – от производителей смартфонов до гигантов соцмедиа – сейчас занимают почти 40% в индексе S&P 500. Такими темпами они перегонят рекорд 1999 года в 37%, это показывает анализ годовых данных о рыночной стоимости от Dow Jones Market Data, который охватывает период последних 30 лет. Одна лишь Apple, которая в 2020 году стала первой американской компанией с рыночной капитализацией $2 трлн, занимает в индексе более 7%. В начале сентября на долю Apple в S&P приходилось 8% – больше, чем на какую-либо другую компанию в истории индекса с 1998 года.
Несмотря на недавнее снижение популярных акций технологического сектора, таких как Apple и Netflix, многие из этих компаний все еще входят в число лидеров рынка 2020 года. Благодаря им индекс S&P 500 в этом году вырос почти на 8% и остается на уровне, близком к рекордному, несмотря на экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса. Акции технологических компаний ведут за собой рынок в сторону повышения или понижения, как это было пару недель назад, что подчеркивает глубину их влияния на крупные фондовые индексы.
Удаленная работа, облачные вычисления – эти тренды способствуют росту и расширению технологических компаний, в то время как многие другие борются за выживание. Однако концентрация прибыли среди узкого круга компаний беспокоит многих инвесторов, которые опасаются, что фондовые рынки стали слишком зависимы от техсектора и что сильный откат всего нескольких компаний может обрушить рынки.
Как показывает история, если какой-то сектор достигал пика влияния на индекс S&P 500, за этим следовало падение цен. Техсектор обвалился после того, как лопнул пузырь доткомов. Влияние банков на рынки достигло максимума в 2006 году, перед финансовым кризисом, а акции энергетических компаний снизились после того, как достигли рекордной доли в индексе в 2008 году.
Далеко не все аналитики считают, что акции технологических компаний переоценены так же, как это было 20 лет назад. Тем не менее многие инвесторы ожидают еще большей волатильности в секторе, что так стремительно вырос и потянул за собой остальной рынок.
«Сейчас мы вынуждены вести цифровой образ жизни», – говорит Элисон Портер, специалист по инвестициям в техсектор компании Janus Henderson Investors. Она сохраняет уверенность в самых крупных технологических компаниях, поскольку те демонстрируют уверенный рост и значимость для людей, сидящих дома во время пандемии.
Чтобы оценить состояние экономики, инвесторы изучают финансовые отчеты техкомпаний (в том числе Netflix) за III квартал, а также мониторят еженедельные данные о числе обращений за пособием по безработице.
Так как Конгресс США не принял дополнительные стимулирующие меры, многие трейдеры не торопятся вкладывать в рыночные секторы, которые сильнее других зависят от экономического роста. То же самое было верно для периода медленного, но уверенного роста, который закончился в начале этого года. Хотя данные свидетельствуют о том, что техногиганты нанимают меньше сотрудников, чем некоторые прежние лидеры фондовых рынков, эти компании также усиленно инвестируют в свой бизнес и позволяют другим компаниям и потребителям более эффективно покупать и продавать товары и услуги.
Говард Маркс, соучредитель инвестиционной фирмы Oaktree Capital Group, недавно сообщил в письме клиентам, что разница между ценами на акции техсектора и текущими прибылями на акции на самом деле может привести к недооценке потенциала этих компаний, учитывая, как много средств они тратят, чтобы обеспечить свой быстрый рост.
По оценке аналитиков FactSet, доля техсектора в корпоративной прибыли S&P 500 в этом году может достичь около 36%. Для сектора информационных технологий соотношение цены и прибыли на акцию равняется 28, исходя из прошлогодних результатов, в то время как для индекса в целом этот показатель равняется 24. Компании услуг связи торгуются по цене, в 25 раз превышающей прибыль на акцию, а для Apple, Microsoft, Facebook и Alphabet соотношение находится в районе 30. Для Netflix эта цифра составляет около 90, а для Amazon.com – примерно 130.
Даже когда дело касается более дорогостоящих акций интернет-компаний, множество инвесторов охотно платят за их стремительный взлет.
«За последние десять лет они получили дополнительный толчок, так как состояние экономики в целом было не самое впечатляющее», – отметил Дэвид Лебовиц, стратег по глобальным рынкам в подразделении по управлению активами J.P. Morgan. Он советует клиентам отдавать предпочтение компаниям техсектора, акции которых стоят дешевле, чем акции наиболее популярных интернет-компаний.
В то же время бешеная торговля акциями самых популярных интернет-компаний вызывает опасения у многих рыночных наблюдателей. Часть этой активности связана с опционами на акции техсектора. Опционы дают их держателю право купить или продать акции по определенной цене в оговоренное время. Банки и другие фирмы, продающие опционы инвесторам, часто сдерживают рост или падение цен, торгуя собственно инвестициями в техсектор, что может усугубить волатильность на рынке. Японский конгломерат SoftBank Group ранее в этом году усиленно скупал опционы на акции технологических компаний.
Анализ концентрации техсектора в S&P 500 учитывает только компании информационных технологий и услуг связи. Примечательно, что в эту группу не входит титан онлайн-торговли Amazon, который относится к потребительскому сектору. Если включить сюда и Amazon, чья рыночная капитализация составляет около $1,6 трлн, то влияние технологического сектора на рынки окажется еще больше.
Поскольку индекс S&P 500 взвешивается по рыночной стоимости компаний, рост крупнейших интернет-компаний отодвинул на второй план снижение в нескольких секторах в этом году. Очередной раз силу техсектора в период пандемии показывает то, что в этом году индекс S&P почти на 10 процентных пунктов обгоняет равновесный вариант индекса, где все компании находятся в равном положении. Этот разрыв достиг своего максимального значения с конца 1990-х.
«Чем дольше продержится нынешняя экономическая ситуация, тем сильнее эти компании оторвутся от остальных», – заявила Аманда Агати, главный инвестиционный стратег PNC Financial Services Group. Эта финкорпорация в последнее время отдает предпочтение компаниям, которые больше завязаны на удаленную работу и обучение – например, компаниям технологического сектора, здравоохранения и потребительских товаров.
За Amazon и другими крупными интернет-компаниями последнее время все пристальнее следят регуляторы. Так, Палата представителей Конгресса США, где преобладают демократы, недавно постановила, что Конгресс должен рассмотреть вопрос разделения техногигантов: отдельно их основные онлайн-площадки, отдельно прочие бизнес-направления.
Лишь некоторые аналитики считают, что крупнейшие техкомпании в ближайшее время подвергнутся разукрупнению, да и регуляторные меры обычно принимаются нескоро. Однако многие инвесторы думают, что в предстоящие недели регуляторное давление может стать еще одним источником волатильности.
«Единственное, что меня по-настоящему беспокоит, как «быка» в техсекторе, так это вероятность государственного вмешательства», – признал Джейкоб Уолтор, глава инвестфирмы Blueprint Capital Advisors. И все же он рекомендует клиентам покупать акции технологических компаний, таких как Amazon или Tesla, поскольку уверен, что их потенциал роста еще не исчерпан.