Мясной союз опасается снижения экспорта после запрета на вывоз живого скота
Мясной союз Казахстана опасается снижения объемов экспорта мяса и мясной продукции после введения запрета на вывоз живого скота из страны, заявил 20 января председатель правления этой ассоциации Асылжан Мамытбеков.
«То, что принимается запрет на живой экспорт, думаю, это нерыночный подход, можно сказать – ретроградный подход, и я думаю, что в его ошибочности убедятся все, но на это потребуется время. К сожалению, может быть нанесен определенный урон той динамике экспорта, которая сейчас наблюдается», — сказал Мамытбеков журналистам в Нур-Султане.
По итогам прошлого года объем экспорта казахстанского мяса и мясопродуктов составил 63 тыс. тонн, при этом, как сообщили корреспонденту «Курсива» в Мясном союзе, половину из этого показателя составлял экспорт скота в живом виде. При этом, по мнению главы отраслевого союза, Казахстан может экспортировать в 10 раз больше, чем сейчас.
Мамытбеков напомнил, что еще в 2011 году Казахстан почти не экспортировал мяса, потому что отрасль развивалась по старому советскому типу, когда мясо было побочным продуктом молока. После изменения подхода, когда фермеры начали закупать специальные мясные породы, ситуация изменилась к лучшему.
Глава союза напомнил, что в международной практике продажа живого скота считается большим достижением животноводческой отрасли, он привел в пример Австралию, которая каждый год экспортирует 1 млн голов живого крупнорогатого скота на Ближний Восток и в Азию, а также более 2 млн мелкорогатого скота в живом виде.
«И никто не посыпает голову пеплом, не говорит, что становится сырьевым придатком этих стран. Наоборот, они гордятся тем, что их ветеринарный уровень позволяет им это делать», — заметил спикер.
Он напомнил, что существует точка зрения, будто экспорт отрицательно влияет на внутренние цены и предположил, что один из мотивов введения запрета на экспорт – снижение цен на внутреннем рынке. Однако, по его мнению, запрет не приведет к снижению внутренних расценок на мясо, поскольку их формирует не дефицит мяса на внутреннем рынке (обеспеченность внутреннего рынка мясом, по его данным, составляет 102%), а цепочки перекупщиков и неразвитость системы налогообложения отрасли, которая «стимулирует уходить в тень».
«Вот над этим надо работать вместо запрета», — заключил эксперт.
В понедельник пресс-служба МСХ сообщила о том, что это ведомство намерено ввести запрет на вывоз живого скота. Отмечается, что из Казахстана в 2019 году вывезли 156 тыс. КРС, из них 121,6 тыс. экспортировано в Узбекистан. В прошлом году экспортировано 264 тыс. голов овец — свыше 200 тыс. из них экспортировано также в Узбекистан.
По мнению аграрного ведомства, массовый экспорт живого скота для дальнейшей переработки и перепродажи создал основу для спекулятивного роста цен на мясную продукцию. Кроме того, сложившаяся ситуация привела к снижению загрузки казахстанских мясоперерабатывающих предприятий и откормочных площадок: в среднем за 2019 год они были загружены менее, чем на половину от своей мощности. Основной причиной их недозагрузки стал дефицит сырья, сложившийся в результате высокого уровня экспорта живого скота.
Напомним, что ранее глава НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов заявил, что РК становится сырьевым придатком Узбекистана в этой отрасли.