Современные тренды старинной казахской одежды
Самый стильный казахстанский дипломат – этот негласный титул получил Кайрат Сарыбай, который недавно был освобожден от должности посла в Австрийской Республике. Неформальное почетное звание ему дали за то, что он регулярно ходил на вручение верительных грамот в национальной одежде. А именно – в чапане.
Кайрат Сарыбай вручает верительные грамоты Федеральному президенту Австрии Хайнцу Фишеру. Фото: пресс-служба МИД РК
Это потом был «казахский национальный фрак» посла во Франции и Монако Жана Галиева и совсем недавно – что-то вроде френча с казахским орнаментом посла в Норвегии Еркина Ахинжанова.
Посол Казахстана во Франции, Португалии и Монако по совместительству Жан Галиев вручил верительные грамоты князю Монако Альберу II. Фото: пресс-служба МИД РК
Но Кайрат Сарыбай – первый. Он не просто носит чапан, но делает это со знанием предмета и явным удовольствием. И самое главное – создает прецедент и обозначает сложный для наших чиновников вопрос: как носить национальную одежду в официальной обстановке?
А как только определятся «наверху» – народ сразу подтянется, уверены многие казахстанские дизайнеры. И будет с удовольствием носить национальное в повседневной жизни, не низводя великое изобретение казахского швейного искусства – чапан – до исключительно «тойского» подарка.
А пока не помогает даже официально объявленный День казахской национальной одежды (отмечается в последнюю пятницу апреля) и Наурыз: вытащенные по случаю праздника чапаны и камзолы потом снова отправляются в дальний угол шкафа на целый год. Хотя, как говорят те же дизайнеры, в модных трендах каждого нового сезона всегда есть место тому или другому элементу казахской национальной одежды.
Осень 2020 года – не исключение.
Почти чапан от Oscar de la Renta
Главная модная тенденция этого года – стеганые вещи. «Виновником» их возрождения по праву может считаться основной трендсеттер нынешнего сезона – итальянский бренд Bottega Veneta. Впрочем, пальто и тренчи, куртки и жилеты, и даже платья и юбки, похожие на одеяло, сегодня можно увидеть и у Balenciaga, Dior, Monсler или Louis Vuitton.
Но самый близкий нам по духу в этом списке – Oscar de la Renta. Его куртки прямого силуэта с достаточно мелкой прострочкой похожи на наши старинные чапаны, как родные.
Айжан Беккулова, дизайнер, председатель Союза ремесленников Республики Казахстан, рассказывает, что давно хочет наладить выпуск традиционных стеганых казахских чапанов – или, если угодно, пальто и курток. «Не всегда нужно «от и до» следовать традициям, – говорит Айжан. – Иногда стоит обратиться к психологии костюма, его философии, чтобы сделать его национальным. У стеганой одежды изначально – национальные корни, взгляните на старые фотографии. Или посмотрите на современные модели узбеков и кыргызов – соседи давно обогнали нас в этом вопросе. А мы все продолжаем ссылаться на отсутствие денег, времени и спроса, хотя, на мой взгляд, наш потребитель уже готов».
Фото из личного архива Айжан Беккуловой
Потребитель уже готов и к тому, чтобы носить казахские национальные украшения – считает дизайнер, руководитель театра «Арлан Жете» Муслим Жумагалиев. Один из самых устойчивых трендов последних сезонов – пояса, которые сегодня носят не только традиционно, продевая сквозь шлевки брюк или джинсов, но и поверх свитера, жакета или пальто. «Почему бы не надеть так традиционный казахский пояс, инкрустированный серебром?» – отмечает Муслим.
Добавим к этому еще три близких нам актуальных тренда в украшениях.
Полудрагоценные и поделочные камни вместо бриллиантов (когда казахи носили бриллианты?). Так называемые statement, то есть крупные, броские украшения вместо минималистичных (сюда – огромные казахские перстни кудаги-жузик и, конечно, наши мощные браслеты). И, наконец, чокеры – короткие ожерелья, плотно прилегающие к шее: если кто не в курсе, казахские чокеры называются «тамакша», и они прекрасны.
Древний казахский минимализм
Впрочем, Муслим Жумагалиев говорит, что есть казахские вещи, которые уже носят и будут носить, независимо от модных тенденций. «Например, головные уборы борик или такия – их надевают сегодня не только отправляясь в мечеть. Я сам ношу такия и могу надеть ее на любую встречу, самую официальную, в том числе и за рубежом. Это уже зависит от человека».
Кстати, борик – круглую шапочку, отороченную мехом, использовали в своих коллекциях мэтр российской моды Вячеслав Зайцев и французский кутюрье Ив Сен-Лоран – понятно, что они называли ее по-другому.
Еще один казахский головной убор, популярный не только у нас, но и, скажем, в России и Северной Европе – это тымак (малахай, треух). Очень удобная и теплая шапка, главное отличие которой – назатыльник, спасающий шею от ветра и холода.
«Но человек должен быть готов к тому, чтобы носить сегодня традиционную казахскую вещь и чувствовать себя при этом комфортно, – соглашается с Муслимом Жумагалиевым Айжан Беккулова. – Ко мне недавно обратился городской парень-казах, который попросил придумать ему современный вариант казахской шапки. Но при этом он сделал столько оговорок, явно боясь потом выглядеть несовременно, а, может, даже комично, что мне показалось – он еще не готов. При этом само его желание носить что-то национальное мне понравилось».
Айжан Беккулова представила на международном фестивале «Этноподиум» в Иркутске свою коллекцию «Когда казахи были мореплавателями». Сама Айжан вышла на подиум в казахской юбке белдемше. Фото: Дмитрий Бабушкин.
Хотя, по мнению дизайнеров, как раз казахская национальная одежда изначально создана так, чтобы чувствовать себя в ней абсолютно комфортно. Все эти предельно приталенные камзолы, длиннющие платья, которые «метут» землю, и т.д. – «изобретения» уже советского времени.
«Дело в том, что казахи очень прагматично относились к вещам в силу особого образа жизни, – говорит Муслим Жумагалиев. – Зачем возить с собой лишнее? Поэтому у нас не было вычурности, в отличие от Европы с ее рококо и барокко. Наша одежда утилитарна, комфортна, носибельна – была когда-то и, может быть, сегодня. Главное – грамотно и со вкусом ее преподнести».
Плащ из Великой степи
Две вещи из национальной одежды, которые дизайнерам особенно хочется вернуть в обиход, – это шекпен (плащ из верблюжьей шерсти) и белдемше (распашная юбка на высоком поясе).
Айдархан Калиев, главный дизайнер Дома моды «Асыл-Дизайн», впервые увидел шекпен в подземной мечети комплекса Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане как музейный экспонат и только потом нашел «живой» образец в селе Кызылаут Жамбылской области. Уникальный и лаконичный казахский плащ настолько поразил его воображение, что вскоре Айдархан Калиев сделал коллекцию «Великая степь», в основе которой был верблюжий шекпен.
«Когда-то ткани из верблюжьей шерсти производились у нас в промышленных масштабах, – говорит Айдархан Калиев, – на Каргалинском камвольно-суконном комбинате. Шикарные ткани. Не было никаких проблем ни с сырьем, ни с реализацией. Но в какой-то момент все это оказалось никому не нужным: после распада СССР производство остановилось. И в той нашей коллекции мы не просто вернули ткань из верблюжьей шерсти: мы вернули ее в традиционном исполнении».
То есть мастера так же, как много лет назад, собирали шерсть верблюжат, пряли ее на уршык – старинной казахской прялке, и ткали ручным способом на восстановленном станке.
«Мне кажется, что шекпен – это совершенно современная вещь, без каких-либо наворотов, практичная, натуральная, в приятной цветовой гамме, и, что особенно важно – легкая и при этом теплая, – говорит Айжан Беккулова. – Кстати, я всегда думала, что шекпен – это чисто мужская вещь, но недавно мне написали, что встречались и женские».
Причем шекпен считался модной молодежной одеждой как раз потому, что был не только удобным, но и стильным.
Как, впрочем, и юбка белдемше: удобная, функциональная – а какая эффектная.
«Я видел, как ее можно красиво стилизовать! – говорит Муслим Жумагалиев. – Современная женщина надевает ее просто на платье, без жилетки, «подавая» белдемше как главный элемент образа».
И эта юбка того заслуживает. В прежние времена казашки носили как повседневные, обычные белдемше, так и праздничные. Последние обшивались по краям мехом выдры или отделывались позументом, рядами серебряных бляшек или монет, и, наконец, вышивались.
Один из таких великолепно вышитых экземпляров хранится в Южно-Казахстанском областном краеведческом музее в Шымкенте. Именно его взяла за образец Айжан Беккулова, когда решила заказать для себя белдемше у прекрасной мастерицы-вышивальщицы Кулжай Кусман.
Это белдемше стало своеобразной «парадной униформой» председателя Союза ремесленников РК: в нем Айжан Беккулова выступает на конференциях и симпозиумах в Казахстане и за рубежом, показывая почти забытую нами уникальную вещь.
…То же самое делал и «самый стильный казахстанский дипломат» Кайрат Сарыбай в бытность послом. Теперь у него новая должность – исполнительный директор секретариата СВМДА (Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии). Несколько лет назад он сказал, что будет продолжать носить чапан в официальной обстановке – «естественно, там, где уместно».