Who is who в партии «Нур Отан»?
Депутатами могут стать отдельные акимы и другие чиновники в связи с возрастным фактором, не позволяющим им оставаться на своих нынешних должностях. В то же время некоторые из ключевых фигур, скорее всего, сохранят свое пребывание в исполнительных органах. Такое мнение высказал директор Центра актуальных исследований “Альтернатива”, политолог Андрей Чеботарев, анализируя предвыборную кампанию депутатов в парламент.
Напомним, что на днях Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала партийный список партии «Нур Отан». Предвыборная программа партии называется "Казахстан-2021: Единство. Стабильность», в кандидаты зарегистрировано 127 участников.
Среди 127 кандидатов «Нур-Отана» представители семи национальностей. Более 23% из них женщины. Около 60 % кандидатов, включенных в партийный список партии «Нур Отан», в возрасте до 55 лет, а самому молодому из них – 26 лет. 33 представленных партией кандидатов ранее являлись депутатами Мажилиса Парламента.
Редакция «Къ» попросила директора Центра актуальных исследований “Альтернатива”, политолога Андрея Чеботарева проанализировать специально для «КурсивЪ» сильные и слабые стороны игроков на политической арене накануне выборов. В частности, ответить на следующие вопросы: какой предположительно политический курс выберет партия после выборов? Как он оценивает качественный состав кандидатов? Кого из зарегистрированных фигурантов он видит в будущем составе парламента? И кто из действующих лиц казахстанских мог бы принести максимальную пользу обществу в новом составе мажилиса?
«Безусловно, в сравнении с другими партиями достаточно серьезный состав кандидатов представила партия «Нур Отан». Среди них действующие управленцы, которые занимают разные позиции в системе государственной власти. В том числе такие высокопоставленные персоны, как Дарига Назарбаева, Нурлан Нигматулин, Ахметжан Есимов, Аскар Мырзахметов, а также акимы некоторых областей. Данное обстоятельство наводит на мысль о том, что предстоящие выборы не только ознаменуются формированием нового созыва Мажилиса, но и повлекут за собой определенные кадровые изменения в госаппарате», — такую оценку дал Андрей Чеботарев.
В частности, по его мнению, депутатами могут стать отдельные акимы и другие чиновники в связи с возрастным фактором, не позволяющим им оставаться на своих нынешних должностях. «В то же время некоторые из ключевых фигур, скорее всего, сохранят свое пребывание в исполнительных органах. Но, оставаясь при этом в партийном списке «Нур Отана», они могут в ближайшей перспективе уйти на позиции спикера и вице-спикера нижней палаты парламента», — говорит эксперт.
Что касается других партий, то они в основном идут на выборы с теми же людьми, которые выдвигались ранее. «Разве что в партии «Ауыл» после смены руководства появились новые лица. Еще ОСДП привлекла в свой список группу единомышленников из разных общественных организаций и СМИ, включая Зауреш Батталову, Уалихана Кайсарова, Ермурата Бапи и т.д. Но в целом в их партийных списках практически нет новых ярких имен, пользующихся определенной известностью и авторитетом среди населения», — считает Андрей Чеботарев.
По его мнению, повышенной активности электората ожидать не следует. «Особенно на фоне частых за последнее время колебаний тенге по отношению к доллару и негативного влияния этого процесса на экономику и социальную сферу, в результате чего среди граждан проявляются апатия, неудовлетворенность уровнем жизни и т.п., — комментирует эксперт. – «Поэтому явка избирателей в день голосования преимущественно будет обеспечена традиционным путем – административной мобилизацией госслужащих, бюджетников, работников крупных предприятий, студентов вузов и т.д.»
Хотя, на взгляд А.Чеботарева, часть электората будет готова поддержать «Нур Отан» как партию президента, гарантирующего принятие в обозримом будущем определенных мер по предотвращению последствий кризиса. «Остальным же партиям трудно будет привлечь своих избирателей, так как ничего конкретного они не предложат. А если и предложат, то при ожидающей их позиции парламентского меньшинства вряд ли смогут воплотить это в жизнь» — заключает эксперт.
По партийному составу будущего парламента, «наверное, мы пока не уйдем от его трехпартийного формата. Разве что в Мажилис может войти партия «Ауыл», заменив здесь КНПК». По крайней мере, «ее укрепление в прошлом году», включая объединение с Партией патриотов, дает основания полагать, что «в этот раз эта партия «обделена» не будет».
В поствыборный же период, прежде всего, в соответствие с Конституцией вновь избранный Мажилис либо подтвердит полномочия действующего премьера, либо даст добро на назначение нового. В любом случае, в рамках исполнительной власти произойдет определенная смена кадров.
Следует также ожидать вынесения на повестку дня вопроса о проведении в перспективе конституционной реформы, заявленной главой государства еще в прошлом году. Речь идет о перераспределении полномочий между президентом, парламентом и правительством.
Таким образом, вновь избранному составу депутатского корпуса Мажилиса предстоит вносить в Конституцию соответствующие поправки. В таком случае можно будет говорить о подготовке к транзиту (переходу) верховной власти. Скорее всего, все это будет проходить в формате разработки, всенародного обсуждения, доработки и, только после всего этого, принятия поправок в Основной закон страны. Причем какие-то из них могут вступить в силу сразу, тогда как остальные – уже при преемниках главы государства. Но это уже отдельная тема.