МДРГО РК усилит контроль за расходованием бюджетных средств в рамках госсоцзаказа

Опубликовано
В Министерстве по делам религий и гражданского общества РК сообщили, что одним из основных механизмов поддержки неправительственных организаций (НПО) является государственный социальный заказ (ГСЗ)

Министерство по делам религий и гражданского общества представило документ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности некоммерческих организаций». Эксперты солидарны с ведомством в том, что нужно продолжать вести работу над эффективностью и открытостью государственного социального заказа.

В Министерстве по делам религий и гражданского общества РК сообщили, что одним из основных механизмов поддержки неправительственных организаций (НПО) является государственный социальный заказ (ГСЗ). На их реализацию с 2003 года было выделено 42,8 млрд тенге из различных государственных ведомств, из них 11,6 млрд тенге – из республиканского бюджета и 31,2 млрд тенге – из местных бюджетов.

«В 2016 году по республике объем финансирования в рамках государственного социального заказа, по данным Министерства финансов, возрос на 32% и составил 9,4 млрд тенге, в 2015 году — 7,1 млрд тенге. В целом по республике в текущем году 9 центральными государственными органами, 200 областными, 262 городскими и районными администраторами бюджетных программ реализуется более 1 900 социальных проектов», — сообщил вице-министр по делам религий и гражданского общества РК Абзал Нукенов.

В министерстве заявили, что основной проблемой ГСЗ является эффективность. Дело в том, что тематика формируется без учета нужд регионов. Помимо этого в ведомстве заверили, что значительно усилят контроль за расходованием бюджетных средств.

Руководитель ОО Human Health Institute Айдар Капасов считает, что для каждого региона нужно сформировать пул социальных нужд. «В каждом регионе страны разные проблемы. Однако повсюду основными направлениями ГСЗ являются борьба с коррупцией и социальные нужды граждан. Но у нас очень много проблем, связанных со здравоохранением, экологией и правами человека. Поэтому я думаю, что для каждого региона должны быть определены направления, какие проблемы там стоят особенно остро».

Исполнительный директор ОФ «КАМЕДА» Махаббат Еспенова полагает, что с вводом государственного социального заказа на электронный портал сам процесс стал более прозрачным. Однако, по мнению эксперта, в первую очередь нужно ставить вопрос о качестве реализации ГСЗ.

«Прозрачность, или, лучше сказать, объективность, страдает при несостоявшихся конкурсах, и это связано с нормативно-правовой базой по осуществлению закупок, которая изначально разработана для бизнеса», – говорит она.

«Однако помимо ощутимого снижения уровня коррупционности 2016 год также выявил и некоторые недоработки, в частности критерии отбора поставщика. Например, в рамках реализации проектов по мониторингу ГСЗ в Карагандинской и Южно-Казахстанской областях и государственные служащие, и сами НКО жалуются на возможность демпинговать до 70% в процессе подачи заявок, а это отражается на качестве реализации проектов в рамках ГСЗ, вследствие чего и возникает непрозрачность реализации», — добавила собеседница «Къ».

По мнению эксперта, другая причина связана с уровнем порядочности отдельных государственных служащих, которые отвечают за ГСЗ: «К примеру, нам известны случаи, когда местные органы власти вызвали на ковер неудобные НКО (некоммерческая организация) и в добровольно-принудительном порядке убеждали не подавать на ГСЗ, аргументируя тем, что уже есть НКО, которые должны работать в этом направлении. И даже если НКО, невзирая на убеждения, подавала и выигрывала конкурс, то местные органы власти бойкотировали проведение мероприятий, где участие партнеров со стороны государства было обязательным. То есть вопрос уже не в механизме распределения ГСЗ, а больше в политической воле на местах».

Также в министерстве заявили, что существует проблема с качеством оказываемых услуг, так как большое количество проектов в рамках ГСЗ носят краткосрочный, мероприятийный характер и не позволяют решать проблемы целевых групп.

«Существует проблема недостаточной прозрачности реализации социальных проектов, обеспечения надлежащего качества услуг, предоставляемых в рамках государственного социального заказа, мониторинга и оценки государственного социального заказа», — заявляют в министерстве.

«К сожалению, в технических заданиях (ТЗ) прописываются только круглые столы. Не всегда можно добиться поставленных целей таким образом. Большая часть проектов не имеют смысла проведения круглых столов. Думаю, стоит включить в расходы проекта мониторинг и оценку, что может помочь достичь всех целей, которые поставлены в проекте, или выделение отдельного лота на мониторинг и оценку, при помощи которых можно будет оценивать эффективность проекта», — считает Айдар Капасов.

Стоит отметить, что в документе, представленном Министерством по делам религий и гражданского общества РК, предложено введение новых понятий: «формирование государственного социального заказа» (анализ ситуации в определенной сфере) и «оценка результатов государственного социального заказа» (анализ результатов деятельности и/или произведенного эффекта).

Маххаббат Еспенова сообщила, что большое количество объявлений ГСЗ приходится на лето, что и является основной сложностью в реализации. «В целом по стране, за редким исключением, все объявления в рамках ГСЗ оглашаются в середине лета. Весь процесс отбора поставщиков может занять два-три месяца. И, соответственно, НКО реализует проект по-стахановски в рекордно короткие сроки».

Исполнительный директор ОФ «КАМЕДА» считает, что для улучшения процесса ГСЗ нужно внедрить систему планирования, мониторинга и оценки проектов в рамках заказа в законодательство: «Такой НПА позволит планировать, мониторить и оценивать процесс объявления ГСЗ, отследить ситуацию с повторными объявлениями, выявить уровень понимания сути гражданского общества у экспертов, которые выбирают поставщиков, поможет НКО и государственным органам подсчитать, насколько выполняются индикаторы государственных программ и стратегий».

«Также нужно подключить к этому процессу общественные советы, — продолжает собеседница «Къ», — функциями которых являются общественный мониторинг, общественная экспертиза и проведение общественных слушаний».

Читайте также