Ядерный ренессанс
В ближайшие годы, считают международные специалисты, Казахстан имеет все шансы занять одно из ведущих мест в мировой атомной промышленности. По прогнозам, именно атомная энергетика станет главным источником электроэнергии к середине следующего десятилетия, оставив позади нефтегазовый сектор.
По словам президента «Казатомпрома» Мухтара Джакишева, к 2030 году потребность человечества в электроэнергии удвоится. Нефтяные и газовые ресурсы, запасы твердого топлива к этому времени истощатся, причем не смогут кардинально повлиять на ситуацию ни альтернативные источники, ни гидроэлектростанции. Термоядерная энергия, по словам главы нацкомпании, появится не раньше 2100 года, а до тех пор человечество будет вынуждено развивать атомную энергетику.
Сейчас в мире действуют 402 атомные станции, при этом только за последние шесть лет было построено шесть новых станций. Еще 72 планируется построить до 2015 года. В настоящее время Казахстану принадлежит третье место по производству и второе — по разведанным запасам урана, поэтому отечественный урановый оператор имеет все стартовые возможности для того, чтобы занять свою нишу на мировом рынке. Пока же «Казатомпром» занимается преимущественно экспортом и обогащением уранового сырья.
Выйти на новый уровень производства нацкомпании помогут зарубежные партнеры. В частности, мировой лидер по конверсии (Превращение урана в газ. — «Къ») урана — канадская компания «Камеко». Совместное предприятие «Камеко» и «Казатомпром», владеющие 49 и 51% акций соответственно, займется строительством завода по конверсии гексофторина урана. Предполагаемая мощность предприятия — 12 тыс. тонн в год, объем инвестиций — более 800 млн долларов. Еще одно казахстано-российское предприятие, которым стороны владеют в равных долях — 50/50, будет заниматься обогащением урана и расположится в Ангарске. Стоимость проекта — 2,7 млрд долларов, запуск намечен на 2011-2017 годы. Третий проект стоимостью 170 млн евро «Казатомпром» реализует совместно с французской компанией «Арева». Выпуск первой продукции — топливных сборов — намечен на 2013-2014 годы.
Одна из стратегических целей компании — создание международного атомного центра в Курчатове, в районе бывшего Семипалатинского полигона. Ожидается, что уже через несколько лет в городе будут открыты заводы по производству солнечных элементов и батарей, полупроводников, деталей для гибридных автомобилей, катализаторов для нефтехимии, постоянных магнитов и магнитных носителей для нужд электроники, автомобилестроения, медицины, а также производство рениево-никелевых суперсплавов для турбин силовых агрегатов, и, в частности, для турбин самолетов.
«Все это мы делаем на базе тех материалов, которые есть на территории республики, но до сегодняшнего момента не использовались, то есть уходили в отвалы», — говорит руководитель «Казатомпрома». По его словам, создание международного центра приведет к развитию научного потенциала Казахстана, увеличению доли выпуска наукоемкой высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью, развитию международной интеграции в сфере наукоемкого бизнеса и увеличит несырьевую составляющую экспорта Казахстана.
Вместе с тем в атомной промышленности страны есть несколько проблем, решить которые предстоит на правительственном уровне. Так, по словам министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева, кабмину необходимо подписать несколько межправительственных соглашений, которые содержат ссылки на международные конвенции, еще не ратифицированные Казахстаном. Кроме того, у МАГАТЭ, отметил глава ведомства, существуют специальные требования к странам, использующим атомную энергию. Одно из таких требований — наличие отдельного органа по ядерной промышленности, тогда как казахстанский Комитет по атомной энергетике входит сейчас в состав МЭМР.
Отдельная тема для обсуждения — рыночная цена уранового сырья. По словам Мухтара Джакишева, таковой не существует в принципе, так как поставки продукции заказчикам зависят от условий контракта. Уклонившись от конкретных цифр, глава «Казатомпрома» добавил, что уран, экспортируемый из Казахстана, примерно в два раза дороже российского, на 40% дороже австралийского и приблизительно на 30% выше ценовой планки канадцев.
Между тем за развитием атомной промышленности государства пристально следят за рубежом. В июле этого года, когда «Казатомпром» объявил о намерении купить 10% акций компании «Вестингауз Электрик», международные экологические организации, в числе которых «Гринпис», выразили протест и обратились в Комитет по иностранным инвестициям Сената США с просьбой помешать сделке. Тем не менее сделка была совершена и сегодня «Казатомпром» владеет обозначенной долей «Вестингауза», являющегося лидером на рынке атомной энергетики США.