Условия УДО для коррупционеров хотят ужесточить в Казахстане
Условия досрочного освобождения хотят ужесточить в Казахстане для совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления лиц, сообщила 20 апреля директор административно-правового департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции Айгуль Базарбаева.
На брифинге в понедельник представительница агентства сообщила, что это ведомство намерено инициировать новые условия для оснований досрочного освобождения коррупционеров, не отбывших срок целиком. По ее словам, ужесточение будет касаться лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений.
«Нами предусмотрена поправка, которая увеличивает срок отбывания наказания, по истечении которого возникают основания для УДО, по тяжким преступлениям – с половины срока мы увеличили до 2/3, по особо тяжким – с 2/3 до 3/4 назначенного к отбытию срока», – уточнила Базарбаева.
По ее утверждению, на эту инициативу антикоррупционщики пошли после замеров общественного мнения, согласно которым у общества возникают вопросы в связи с ранним выходом таких людей на свободу. Она заметила, что население считает: лица, совершившие многомиллионные хищения бюджетных средств, и лица, злоупотребившие своими должностными полномочиями, не имеют права на смягчение наказания и должны полностью отбыть свой срок.
«Мы изучили результаты прикладных исследований центра «Талап», проведенных по нашей инициативе, по результатам которых 63% среди 58 тысяч респондентов указывают, что не верят в справедливость наказания за коррупцию, говорят о том, что имеются правовые лазейки для смягчения наказания», – уточнила директор департамента происхождения сведений замера общественных настроений по этому вопросу.
Одновременно, по ее словам, антикоррупционное ведомство предлагает установить определенные сроки отбытия наказаний, по истечении которых у коррупционера возникнет возможность перейти в колонию-поселение, то есть в исправительное учреждение с менее жестким режимом.
Сейчас у лиц, осужденных за коррупционные преступления, есть возможность в случае полного возмещения ущерба сразу после приговора начать отбывание наказания в колонии-поселении. В антикоррупционном ведомстве сослались на международный опыт, согласно которому подобная возможность есть только в Казахстане.
«Сейчас мы прорабатываем этот вопрос с вышестоящими инстанциями, думаю, найдем консенсус и впоследствии эта норма будет реализована», – заявила Базарбаева.
Также антикоррупционщики предлагают отменить практику кратных штрафов за коррупцию, поскольку данный вид наказания расценивается обществом как возможность подкупить правосудие. Вместе с тем рассматривается вопрос о введении уголовной ответственности за предложение и обещание взятки.
При этом в декабре 2019 года в мажилис парламента агентством уже был внесен законопроект по вопросам противодействия коррупции, в рамках которого предлагается внести в статью 509 Гражданского кодекса запрет на дарение подарков госслужащим и иным лицам, которые принимают на себя антикоррупционные ограничения.
Сейчас, согласно действующей редакции статьи 509, допускается дарение госслужащим подарков до 10 МРП (месячного расчетного показателя, который с 1 апреля этого года равен 2 778 тенге). При этом нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса предусматривают ответственность за получение подарков госслужащими в принципе – до 2 МРП ответственность административная, свыше 2 МРП – уже уголовная.
«Поэтому конституционный совет в своем постановлении в июне 2018 года указал на необходимость гармонизации законодательства в этом вопросе. Эта работа нами проведена в рамках указанного законопроекта», – заключила Базарбаева.