Многие жители Карагандинской области ждут свою очередь на землю больше 10 лет

Опубликовано
Из 19 330 обратившихся земельные участки получил 301 житель региона

В Карагандинской области 19 330 человек обратились в местные исполнительные органы за получением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Из них свои 10 соток получил лишь 301 житель региона.

Большинство жителей региона ждут своей очередь на положенные законом 10 соток уже больше 10 лет. Тем не менее это не самое высокое количество желающих получить земельный надел, считает представитель республиканской мониторинговой группы Бакытжан Базарбеков. В других регионах эта цифра гораздо выше. 

Карагандинская область стала 15-м по счету регионом, который посещает эксперт по вопросам земельных отношений. За месяц, во время которого Бакытжан Базарбеков посетил другие города республики, к нему обращались тысячи казахстанцев. Единственный вопрос, который всех волновал, – это справедливый надел земли.

По мнению Бакытжана Базарбекова, сфера земельных отношений – одна из самых коррумпированных, поэтому эта проблема и находится в центре внимания государства. Кроме того, есть нормы земельного кодекса, которые необходимо доводить до совершенства, так как они противоречат друг другу.

После жалоб жителей Туркестанской, Восточно-Казахстанской, Атырауской областей, в этих регионах будут проведены проверки, отмечает эксперт по вопросам земельных отношений. Более того, в ходе рабочей поездки в регионы был обнаружен ряд коррупционных правонарушений.

«Жители Актюбинской области, получившие земельные участки и не построившие на них дома, вложили в документы фотографии соседних строений. В результате несуществующие дома были введены в эксплуатацию. Приехав на место, мы обнаружили лишь пустыри и тушканчиков. В Жамбыльской области было выделено 1200 земельных наделов. И только на 50 были построены дома. В Кызылординской области для видимости строят дома шириной в 1,5 метра, длиной в 5 метров и высотой в 170 см. И в этом случае есть акты приемки. Теперь данные дела находятся в прокуратуре, которая занимается аннулированием актов приемки», – рассказал Бакытжан Базарбеков.

Также, по словам представителя республиканской мониторинговой группы, нередко местные исполнительные органы вместо реальных людей вписывают в очередь «мертвые души». Чаще всего это люди, уехавшие из страны, умершие либо вообще не знающие о том, что находятся в очереди за земельным участком.

«Схема эта коррупционная, так как «мертвые души» специально включаются специалистами акиматов. Вместо них в очередь встают реальные люди, заплатившие $5 тыс., которые, к примеру, ранее были 12-тысячными, а вошли в первую пятисотку. Такие махинации необходимо пресекать. Мы уже готовим несколько материалов по подобным схемам в генеральную прокуратуру и АДГСПК», – сказал Бакытжан Базарбеков.

С жалобами на местные исполнительные органы на встрече с Бахытжаном Базарбековым выступили и жители поселка Рудник (ныне поселок Жезказган), находящегося в 28 км от города Сатпаева. 

«Два года назад в нашем поселке началось переселение, так как, по мнению ТОО «Корпорация «Казахмыс», на территории нашего поселка были открыты месторождения. Тем не менее полезные ископаемые не найдены, поселок превратили в болото, дома разрушены, а компенсации, которые нам выделяет акимат, нас не устраивают. Как нам быть в этой ситуации?» – обратилась за помощью жительница поселка Жезказган Ирина Замбарова.

Независимые эксперты оценили дома и земельные участки сельчан в 17 млн тенге. Однако у акимата на этот счет имелось свое мнение. Местные исполнительные органы посчитали, что дома и земля жителей поселка Жезказган будут стоить 11 млн тенге. Не согласные с таким решением жезказганцы обратились за помощью в Караганду и Астану. Однако их вопросы остались без ответа.

Таким образом, 226 семей остались жить на территории, где ведутся взрывные работы, а приусадебные участки давно превратились в болото. В то же время сроки постановления переселения истекли в ноябре этого года. Нового постановления пока еще нет.

В управлении земельных отношений тоже разводят руками и не знают, что делать с жителями, которых решили переселить еще в 2016 году. Тем временем сами жители поселка утверждают, что начатая кампания по разведке и добыче полезных ископаемых так и не завершилась.

Читайте также