Покупатели из Азии приобрели 70% лотов Christie’s и Sotheby’s
Трудные времена для мирового рынка предметов искусства, похоже, закончились, считают эксперты, проанализировавшие финансовые результаты двух крупнейших аукционных домов. Впрочем, кризис внес свои коррективы в расклад сил на мировом рынке художественных произведений. В то время как в США и Европе инвесторы продолжали осторожничать и часто разочаровывали устроителей торгов слабым интересом к выставляемым лотам, ценители искусства из Азии, напротив, демонстрировали «прекрасный аппетит».
По итогам первого полугодия Christie’s International провел сделки на общую сумму $2,57 млрд, что на 43% больше, чем в январе-июне 2009 года. Из них предметы искусства на $274,1 млн сменили владельцев в частном порядке — годом ранее этот показатель был меньше на треть. Его основной конкурент, Sotheby’s, увеличил выручку более чем вдвое — до $2,2 млрд
Растущий спрос на предметы искусства эксперты, мнение которых приводит газета The Wall Street Journal, склонны объяснять не только так называемой низкой базой сравнения, но и волатильностью на рынке большинства других активов, которая стимулирует интерес к альтернативным инвестициям.
Уверенность в том, что стоимость большинства приобретаемых художественных произведений будет расти, и расти уверенными темпами, в обозримом будущем способствовала успеху аукционов, состоявшихся в первые шесть месяцев этого года.
Так, в мае полотно кисти Пабло Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» (1932 года) была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $106,5 млн, что стало мировым рекордом для произведения искусства. Прежний рекорд был установлен в феврале на аукционе Sotheby’s в Лондоне: тогда скульптура Альберто Джакометти «Шагающий человек I» ушла с молотка за $104,3 млн
Оба аукционных дома в полной мере смогли воспользоваться возросшим интересом инвесторов к современной скульптуре. Christie’s продал бронзовый бюст работы А.Джакометти, изображающий брата художника, под названием «Большая голова Диего» за $53,2 млн, в то время как скульптура «Голова», выполненная Амедео Модильяни, ушла с молотка за $52,6 млн, установив абсолютный рекорд для предмета искусства, когда-либо проданного во Франции.
Sotheby’s также может похвастаться продажей полотна великого английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера «Современный Рим -Кампо Ваччино», которую музей Дж. Пола Гетти приобрел для своей коллекции за $45 млн. На торгах, устроенных здесь же, был продан автопортрет Эдуарда Мане с палитрой — лот достался новому владельцу за $33,2 млн.
Однако, как отмечают эксперты, единодушия относительно перспектив мировой экономики среди игроков на этом рынке не было так же, как и на большинстве других.
В то время как в США и Европе инвесторы продолжали осторожничать и часто разочаровывали устроителей торгов слабым интересом к выставляемым лотам, ценители искусства из Азии, напротив, демонстрировали «прекрасный аппетит». Так, на покупателей из этого региона пришлось 70% совокупной стоимости лотов ($227,3 млн), проданных на устроенном этой весной Christie’s традиционном аукционе драгоценностей. В прошлом году азиатские ценители искусства оплатили лишь 41% от общей суммы проданых изделий.
Даже несмотря на это, говорить о полном и окончательном выходе из кризиса еще очень рано, отмечают эксперты. Несколько известных работ крупных художников так и не были проданы. Разочарование постигло Christie’s в июне при попытке продать полотно Клода Моне «Кувшинки» 1906 года. Специалисты рассчитывали, что от продажи картины удастся выручить не менее 40 млн фунтов стерлингов, однако желающих купить ее не нашлось. В мае тот же дом не смог найти нового владельца для полотна Эдварда Мунка «Плодородие», за которое надеялись выручить $25 млн
Не обошлось без неудач и у Sotheby’s — «Цветы Ветейя» кисти К.Моне выставлялись на торги в июне за $4 млн, но так и не были проданы.