Зачем компаниям страховать финансовые риски?
Управление рисками, пожалуй, является одной из самых сложных и в то же время интересных продуктов в секторе страхования. Чтобы сократить потери бизнеса, страховые компании предлагают клиентам новую на казахстанском рынке услугу — страхование от финансовых рисков.
Последние дни ноября для страхового рынка Казахстана ознаменовались интересными событиями, которые принес мощный ураган «Мэттью», обрушившийся на Гаити, США и Канаду. Финансовые потери государств и мировых страховщиков от урагана приблизились к $25 млрд (8,3 трлн тенге). Как сообщает казахстанская СК «Евразия», будучи перестраховщиком рисков самой посещаемой индустрии развлечений Walt Disney Company, она получила уведомление о наступлении страхового случая. Речь идет о возмещении ущерба на сумму $35,7 млн (12 млрд тенге).
Однако, как отмечают представители казахстанских СК, спрос на перестрахование сокращается, поскольку первичные страховщики все больше рисков оставляют на собственном удержании. Причин тому несколько. Во-первых, свое влияние оказывает рост предложений по слиянию традиционного или альтернативного капитала. Во-вторых, все меньший процент бизнеса реально оценивает существующие риски. Соответственно, брокеры тоже начинают менять стратегии, чтобы защитить свои отношения с клиентами и развивать новые возможности и услуги.
Одним из таких новых продуктов, появившихся в результате веяний времени, является страхование финансовых рисков. Это, по словам представителей казахстанских страховых компаний, в нашей стране продукт довольно новый и еще не отработанный. Однако, как отмечают «Къ» менеджеры СК «Коммеск-Омiр», этот продукт нельзя назвать массовым, поскольку в последнее время он не пользуется особым спросом и популярностью у клиентов СК, хотя на самом деле является тем самым видом имущественного страхования, который позволяет страховать риски потери прибыли или неполучения дохода, возникающие в результате различных причин.
Впрочем, это не только страхование финансовых рисков, связанных с неисполнением обязательств контрагентами, или рисков, например, по договору поставки или купли-продажи товара. Данная линейка продуктов страхования довольно обширна и предусматривает вероятность ущерба в результате финансовых операций (мошенничество персонала финансовой организации, подделка или изменение платежных документов третьими лицами), электронные преступления третьих лиц, хакерские атаки, киберриски и многое другое, за исключением разве что страхования кредитных займов.
В Казахстане, по словам брокеров «Коммеск-Омiр», чаще встречаются риски по договору предоставления товарного кредита под его реализацию с рассрочкой платежа или страхование перерыва в производстве (Business Interruption). Тогда как такие риски, как, к примеру, страхование в сфере передачи цифровых данных, для нас вообще нечто новое и еще не совсем опробованное. Проблема в том, что, с одной стороны, наличие больших объемов данных и цифрового анализа улучшает риск-менеджмент и делает продукты и страховое покрытие более индивидуализированными, с другой — линии страхового бизнеса, которые полагаются на персональные данные, довольно сильно подвержены манипуляциям с цифровыми персональными данными. Экспертиза в области сбора данных и инвестиций будет завышением расходов для страховых компаний.
В то же время страхование финансовых рисков, по словам страховщиков, является существенной защитой от инвестиционных рисков для финансовых институтов, потому что, к примеру, риски, связанные с мошенничеством или привлечением третьих лиц, являются категорией операционных рисков для любой компании и возможность их страхования обеспечивает на определенный уровень ликвидности этой компании в случае катастрофических убытков.
«Это напрямую способствует подержанию экономики, потому что особенно в период кризиса очень сильно возросли случаи банкротств, неплатежеспособности контрагентов. Компании-поставщики стали нести большие убытки, связанные с невозвратной дебиторской задолженностью. Можно предположить, что при финансовом кризисе возникает принцип домино, особенно при девальвации, когда договоры заключаются в иностранной валюте. Сначала «сыпется» покупатель, потом — поставщик», — говорит директор управления страхования финансовых рисков «Страховой брокер «СиЛайн» Владимир Новак.
Однако, как отмечает управляющий директор СК «Салем» Чингис Амиржанов, страхование финансовых рисков на самом деле довольно щепетильная тема. «У нас есть компании, которые имеют риски, но предпочитают оставить их на себе, не обращаясь в страховую компанию. В то же время есть такие компании, которые, наоборот, хотели бы воспользоваться страхованием финансовых рисков, да только сами страховщики уже не хотят рисковать. Проблема кроется в отсутствии сбалансированного портфеля. Одно дело — сбор и выплата денег там, где ситуация менее подвержена рискам, и совсем другое — когда заказчик страхует какой-то один риск, тогда как имеет множество других. Допустим, если заказчик имеет несколько подрядчиков и страхует их всех. Тогда можно рассредоточить портфель и спрогнозировать события и случаи. Но если, имея несколько рисковых подрядчиков, заказчик страхует лишь одного из них, это уже вызывает опасения. Никому не хочется собирать по копейке, а в итоге потерять рубль», — объяснил «Къ» Чингис Амиржанов, особо отметив, что страховщики сами не хотят оказаться среди проигравших, не имея возможности вернуть вложенные средства.
Также представители СК отмечают, что хотя финансовое страхование в целом необходимо для развития финансового сектора, отличается четкой направленностью и защищает от отрицательных перемен в экономике, негативно сказывающихся на застрахованном, в реальности оно приносит страховщикам меньше прибыли, чем хотелось бы. Впрочем, полагают они, не исключено, что в ближайшем будущем страхование финансовых рисков все же будет находить своих клиентов.