Тимур Кулибаев: «Мы должны наказывать госслужащих и наказывать серьезно»
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предлагает ужесточить ответственность государственных служащих, препятствующих предпринимательской деятельности.
Об этом в ходе II Форума по защите бизнеса «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства» заявил председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев.
«Например, налоговики посчитали завышенные налоговые требования к предпринимателю и дальше уже идет длительный процесс разборок через суд и так далее. Отнимают время и средства у людей и предприниматель вместо того, чтобы заниматься своим делом, занимается тем, что отбивается от претензий тех или иных госорганов. Поэтому мы хотим, чтобы при новых изменениях ответственность госслужащих была повышена. Что происходит сегодня: в законе «О госслужбе» есть нормы об ответственности, но, к сожалению, практика получается такая, что максимум применяются административные и дисциплинарные меры воздействия на тех, кто воспрепятствует предпринимательской деятельности. Вот этих людей мы должны наказывать и наказывать серьезно. Должны быть в законодательстве более серьезные меры, для того чтобы предприниматель чувствовал себя защищенным», — сказал он.
По данным НПП «Атамекен», только в 2016 году поступило 44 920 жалоб на действия должностных лиц, при этом к дисциплинарной ответственности привлечено всего 17 чиновников, к административной – 15. За первое полугодие 2017 года эта цифра составила – 18 077, в то же время к дисциплинарной ответственности привлечено всего 6 госслужащих, к административной – 20.
Отмечено также, что отдельные госорганы пытаются проводить контроль при помощи своих подведомственных организаций — различных РГП, АО, ТОО и институтов, предоставляя им функции по проведению мониторингов, изучений, анализов. И это несмотря на то, что правительством проведена большая работа по дерегулированию бизнеса и снижению его издержек. В результате чего отменены выборочные проверки, а часть проверок заменяется профконтролем, контрольные функции госорганов сокращены до 30% (из 544 предложено к сокращению – 165) и сроки проверок сокращены на 50% (с 30 до 15 рабочих дней).
Всего за время существования Нацпалаты было выявлено 570 системных проблем, 362 из которых удалось решить, на стадии решения 58 и 150 находятся на обсуждении с госорганами. Наибольшее количество проблем установлено в сфере строительства и архитектуры — 53 или 10,3%, транспорта и логистики — 51 или 10%, медицины и фармацевтики — 40 или 8%.
При этом Тимур Кулибаев отметил позитивный опыт взаимодействия с генеральной прокуратурой.
«Ваш вклад в развитие предпринимательства имеет ключевое значение. Большой импульс нашей работе дал форум, который мы провели в июне 2016 года. Тогда заместитель генпрокурора Марат Ахметжанов дал в докладе видение дальнейшей работы госоргана, в том числе и того, что касается защиты предпринимательства. Тогда бизнес-сообщество с некоторой осторожностью отнеслось к тем инновациям, которые предлагались, потому что они казались революционными, но 1,5 года совместной деятельности показал, что все обещания, которые руководство Генпрокуратуры дало тогда, они все реализовывают. Прокуратура меняется, меняется ее роль, и сегодня мы видим, что органы прокуратуры стали тем местом, где предприниматели находят защиту и квалифицированную помощь в решении тех или иных вопросов», — отметил он.
Председатель президиума «Атамекена» указал и на резкое снижение давления правоохранительных органов. Так, если с июня 2015 по июнь 2016 года было возбуждено 7 900 новых уголовных дел, то к этому же периоду 2017 года — всего 1 400, то есть количество возбуждаемых новых уголовных дел снизилось на 82%.
В свою очередь генеральный прокурор Жакып Асанов рассказал о последствиях уголовных дел для бизнеса.
«В рамках подготовки к I форуму мы просто взяли наугад 80 уголовных дел. А потом по этим делам решили узнать судьбу этих предприятий. Оказалось, из 80 предприятий 33 закрылись. Потеряны 800 рабочих мест. Тем самым я хочу сказать, какие последствия могут нести уголовные дела. В рамках нового закона «О прокуратуре» мы лишили права прокуроров проверять по своей инициативе частный бизнес. Это возможно с личного разрешения генпрокурора. Второй момент — мы ушли из гражданского процесса. Когда спорят два частных лица, прокурору там делать нечего. И никто не должен иметь какие-либо привилегии в виде прокурорской поддержки. Нас всегда не хватало в уголовном процессе…на это у нас людей не хватало, потому что мы все ушли проверять бизнес, участвовать в гражданских делах и так далее. Теперь весь этот штат и сотрудники переведены в уголовный процесс», — сказал Асанов.
По его информации, сегодня 100% всех уголовных дел по тяжким, особо тяжким преступлениям охвачены процессуальными прокурорами, который следит за следователем, за дознанием и знает все нюансы этого уголовного дела. Речь идёт о порядке двух тысяч уголовных производств.
«Конечно, есть еще сложности, потому что все дела на бумаге, и каждый раз вызывать следователя или дознавателя к нему, это очень сложно, поэтому мы сейчас проводим масштабную цифровизацию уголовного процесса. Ожидаем закона. Технически мы готовы. В 6 областях проводим пилотные проекты. У нас сегодня сотни уголовных дел ведутся в цифровом формате. Я думаю, что мы многие-многие вопросы в уголовном процессе, а от этого больше всего страдает бизнес и простые граждане. Я думаю, в ближайшее время мы там такой перелом ощутим, изменения нам удастся осуществить», — заверил генпрокурор.
Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН