Финансовые показатели банков Казахстана в марте значительно выросли
На фоне мартовской девальвации тенге ключевые финансовые показатели банковского сектора РК в отчетном месяце показали значительный рост. Это следует из статистики по итогам деятельности БВУ в марте, опубликованной 27 апреля на сайте Нацбанка.
Сравнение мартовской динамики показателей казахстанских БВУ с динамикой двух первых месяцев 2020 года показывает, что на отчетность банков в предыдущем месяце повлияло не столько снижение деловой активности в стране из-за ввода режима ЧС, сколько произошедшее обесценивание тенге. В результате бумажная статистика продемонстрировала существенные темпы роста основных индикаторов деятельности банковского сектора по итогам марта.
Совокупные активы банков в марте выросли на 7,2% (почти на 2 трлн тенге, до 28,66 трлн) после их сокращения на 0,3% по итогам двух первых месяцев года.
Совокупный ссудный портфель за отчетный месяц увеличился на 5% (до 15,26 трлн тенге) после снижения на 1,4% в январе и феврале. Еще более высокими темпами росли необслуживаемые кредиты. Рост объемов NPL 90+ за март составил 12,25% (до 1,365 трлн тенге), тогда как с начала года и по февраль они выросли лишь на 1,4%.
Обязательства банковского сектора в марте достигли 24,93 трлн тенге, увеличившись за месяц на 8,67%. Для сравнения: по итогам двух первых месяцев года совокупные обязательства БВУ демонстрировали снижение на 1%.
В структуре обязательств резко выросли вклады юрлиц – на 11,7% за март (до 9,26 трлн тенге). Этот рост выглядит особенно высоким с учетом того, что с начала года по февраль динамика данного показателя была отрицательной и общее снижение размещенных в банках средств юрлиц составило 4,3%. При этом депозиты населения выросли намного скромнее – всего на 4% за месяц (до 9,9 трлн тенге) после роста на 2,3% по итогам двух первых месяцев года. Совокупный объем депозитов по итогам марта увеличился на 1,35 трлн тенге – с 17,81 трлн до 19,16 трлн тенге.
Поскольку в марте тенге подвергся серьезной девальвации (на 17,4%), а отчетность банков формируется в нацвалюте, по представленной отчетности трудно судить о том, какой вклад в месячный рост того или иного показателя внесла валютная переоценка активов и обязательств. «Курсив» произвел собственные приблизительные расчеты по банковским вкладам, исходя из известной общей суммы депозитов и известного уровня долларизации (41,9% на начало марта и 46,7% на конец марта, по данным Нацбанка). В наших расчетах мы пренебрегаем депозитами в евро и рублях, делая допущение, что все валютные вклады номинированы в долларах.
На 1 марта совокупный объем депозитов в банках РК составлял 17,81 трлн тенге, из них 7,46 трлн тенге хранилось в твердой валюте. Таким образом, клиенты держали в банках 10,35 трлн тенге в нацвалюте и $19,6 млрд в долларах. На 1 апреля депозиты выросли до 19,16 трлн тенге, из них валютные средства составили 8,95 трлн тенге. Таким образом, клиенты держали в банках 10,21 трлн тенге и $20 млрд. Получается, что за март объем тенговых вкладов уменьшился на 140 млрд тенге, а валютных – увеличился на $0,4 млрд, или на 179 млрд тенге. Из этого следует, что чистый приток депозитов в банковской системе в марте составил 39 млрд тенге, а остальной рост депозитной базы (в целом – на 1,35 трлн тенге) является всего лишь эффектом девальвации.
Мартовский рост ссудного портфеля БВУ также связан с девальвацией, но в гораздо меньшей степени, чем рост депозитов, поскольку удельный вес валютных кредитов на конец февраля, по данным Нацбанка, составлял 15,7%.