Как разбогатеть на одежде для простых рабочих
Пять лет назад у 24-летнего Рината Муканова из Уральска в арсенале было 5 млн тенге и большое желание производить казахстанскую продукцию. Не имея ни малейшего опыта в швейном производстве, он рискнул и открыл свой цех по пошиву рабочей униформы. Сейчас в его цеху работают 14 человек, а спецодежду под торговой маркой SARI suppliers носят сотрудники компаний не только Уральска, но и Аксая и Атырау.
Главный двигатель – патриотизм
Как рассказывает Ринат Муканов, название будущего дела он придумал со своим другом Сакеном. В вольном переводе на русский язык – «САкенРИнат поставщики». Оба молодых человека учились в Алматинском международном институте бизнеса. И на последнем курсе вуза начали поставлять различное оборудование на Атырауские нефтегазовые месторождения. Один из крупных заказов на поставку болтов и гаек принес Ринату прибыль в 5 млн тенге, которые он и решил вложить в собственное дело.
«Мы с Сакеном часто обсуждали, что можно было бы заниматься поставкой спецодежды для Атырауских нефтегазовых компаний. Но я не хотел просто возить вещи из Китая. Думал о том, чтобы самому шить спецодежду в Уральске», – рассказывает молодой бизнесмен.
Ринат Муканов признается, что запустить дело с нуля было очень непросто. Он арендовал цех. Начал искать швей, узнавать цены на оборудование. А потом понял – результата нет. Знакомые подсказали, что прежде всего ему нужно найти менеджера по развитию. И такой бизнес-ангел в его жизни появился. Надежда Байбак пришла по объявлению. Как вспоминает сам бизнесмен, с первых минут разговора он понял: перед ним человек с большим опытом работы, который знает, как нужно развивать бизнес. Именно Надежда Байбак помогла начинающему предпринимателю собрать команду из профессиональных швей и уговорить прийти на производство технолога Газизу Мырзабаеву с легендарной фабрики «Диана» – той, что шила брюки для мужчин всего Советского Союза, но закрылась вместе с уходом советской эпохи.
Уже пять лет на предприятии Рината Муканова трудятся четыре швеи – костяк производства – с той же фабрики «Диана», которые пришли сюда вслед за своим технологом.
Первые два года, по словам бизнесмена, ему было крайне трудно в плане финансов: работали практически по нулям. Денег хватало, чтобы выплатить зарплату, оплатить комуслуги и налоги. Но была цель – чтобы работой были загружены местные швеи, а не швеи в Китае или России.
На вопрос: «Что им двигало?», он отвечает лаконично: «Я – патриот».
За заказы приходится биться
«Когда мы только начинали работать, я сам ходил по предприятиям, предлагал свою продукцию, но от меня часто отмахивались: зачем придумывать велосипед, когда готовую спецодежду уже привозят в Уральск? Два года у нас ушло на то, чтобы доказать: качество нашей спецодежды не хуже, чем привозной», – рассказывает Ринат Муканов.
Сейчас 30 предприятий Уральска и области заказывают спецодежду у Муканова. Среди постоянных клиентов – компании Bosch Service, сеть пиццерий Nexxio, «ОралТазаСервис», «ОралАгроРеммаш», «Батыс Триэм», «Жайык Мунай», «АксайПромЭнерго».
За эти годы у предпринимателя сложилось правило – работать только с бизнес-структурами. Госзакупки исключены. Как объясняет бизнесмен, участвовать в госзакупках невыгодно: цены на закуп спецодежды в тендерах всегда берутся низкие – за прошлые годы. А оплату за заказ от государства приходится ждать еще два месяца уже после поставки товаров.
«Для нас достаточно больная тема, что нас никак не воспринимают компании, которые заняты на разработке Карачаганакского нефтегазового месторождения. Сколько мы ни пытаемся участвовать в тендерах КПО Б. В., стать победителями их конкурсных закупок мы не можем», – говорит Ринат Муканов.
По его словам, помимо КПО Б. В. есть множество подрядных компаний, которые также отказываются поддерживать местных производителей.
Как отмечает бизнесмен, данный вопрос неоднократно поднимался в Палате предпринимателей. Но пока результата нет.
Впрочем, по его словам, есть крупные предприятия, к примеру, такие как ТШО, NCOC, где требуются до 20–30 тыс. комплектов спецодежды на одну поставку. Но туда местные производители не выходят сами, поскольку у них не хватает мощностей покрыть потребности потенциальных крупных заказчиков.
Нужны кадры и дешевые кредиты
За месяц в цехе уральского предпринимателя шьют 700–800 комплектов летней спецодежды и 500 комплектов зимней. Для сравнения: в начале работы предприятие производило от 100 до 200 комплектов аналогичной продукции.
Ринат Муканов отмечает: в планах предприятия – шить до 2 тыс. комплектов, запустить еще несколько цехов, где будут работать 50 швей. Но есть большая проблема с кадрами. Как объясняет бизнесмен, молодежь сейчас не готова работать физически, овладевать навыками профессии. Приходят молодые швеи, которые в месяц хотели бы получать больше 100 тыс. тенге. Чтобы получать такую зарплату, нужно выполнять план на 100%, но большинство из них могут выполнить его только на 40–50%. Получив 60 тыс. тенге, молодые швеи увольняются. Так, по статистике руководителя предприятия, из десяти пришедших сюда швей на производстве остается одна.
Для того, чтобы удержать людей в компании, сотрудникам, кто проработал здесь больше трех лет, предприятие выплачивает ежемесячно дополнительный бонус к зарплате в размере 50 тыс. тенге.
Неоднократно, как объясняет г-н Муканов, они обращались в уральские колледжи, просили присылать к ним студентов на производственную практику, однако никакого отклика у руководства учебных заведений не нашли.