Машкевич продолжил сафари
Группа Eurasian Natural Resources Corporation Plc. (ENRC), совладельцем которой является Александр Машкевич, приобрела 50,5% акций южноафриканской Camrose Resources Limited у израильского бизнесмена алмазной отрасли Дана Гертлера. Цена покупки составила $175 млн. Oднако канадская компания First Quantum Minerals Ltd. ставит под сомнение законность приобретения актива, а, по подсчетам аналитиков, реальная сумма сделки намного выше.
По данным ENRC, $50 млн от общей суммы сделки были оплачены наличными средствами, $125 млн – векселями сроком обращения от 9 месяцев до 2 лет. Также, в рамках достигнутого соглашения, холдинг обязался предоставить Camrose ссуду в размере $400 млн. Из них $155 млн – банковские гарантии на покрытие ранее взятых кредитов, а оставшиеся средства пойдут на пополнение оборотных средств, начало разработки ТЭО и разведочные работы.
Camrose – это уже четвертый африканский актив ENRC. В ноябре 2009 года Группа завершила покупку 55,18% акций британской Central African Mining & Exploration (CAMEC) за $955 млн в Конго, в феврале 2010-го компания купила 90%-ю долю замбийской Chambishi Metals Plc, а весной текущего года приобрела 12,64% акций южноафриканской Northam Platinum Limited за $296 млн
Компании, входящие в Camrose, имеют лицензии на добычу меди и кобальта в Демократической Республике Конго. Акции Camrose были проданы ENRC компаниями Silvertide Global Limited, Zanette Limited и Cerida Global Limited.
ENRC заключила с Cerida и Camrose акционерное соглашение, по условиям которого казахстанская компания и Cerida назначат по два представителя в совет директоров Camrose. Один из директоров, предложенных ENRC, будет председателем с правом решающего голоса.
Однако First Quantum, которая до сентября 2009-го разрабатывала Kolwezi – один из активов Camrose, заявила, что покупка ENRC является нарушением процедурного порядка арбитража, который запрещает правительству Конго предпринимать любые действия по передаче проекта Kolwezi или разрешения на работу в нем. С тех пор, как в прошлом году проект был закрыт правительством из-за нарушений контракта, канадская компания борется за право возобновления своей лицензии. Так, после неудач в судах Конго, First Quantum обратилась в международный арбитраж через международную торговую палату в Париже. По мнению First Quantum, эксклюзивные права и действительный контракт с правительством Конго по данному проекту имеет только сама компания и ее партнеры.
В ENRC «Къ» отметили, что в арбитражное разбирательство вовлечены First Quantum, Международная финансовая корпорация и Корпорация промышленного развития Южной Африки – в качестве истцов, и Демократическая Республика Конго и La Generale des Carrieres et des Mines – в качестве ответчиков. Как подчеркнули в компании, апелляционный суд Конго признал изъятие права First Quantum на разработку месторождения Kolwezi законным, а в августе 2010 года лицензия была передана Highwind Group, принадлежащей Camrose. Также в компании заверили, что ENRC осуществила значительную комплексную юридическую экспертизу в отношении активов Camrose.
Свою заинтересованность африканскими активами ENRC объясняет стратегией развития, основанной на диверсификации продукции и качестве активов, а не на привязанности к регионам. Приобретения в Африке обусловлены привлекательностью таких металлов, как медь, кобальт и платина. В Казахстане Группа нацелена на поддержание и расширение существующих активов и намерена выделить более $5,3 млрд в течение нескольких следующих лет на ключевые инвестиционные проекты.
Аналитик «БТА Секьюритис» Алмаз Султанбеков в беседе с «Къ» указал на то, что фактически ценой приобретения контроля над данным активом можно считать сумму в $575 млн, которая состоит из прямых денежных выплат и выданного кредита. Учитывая совокупные запасы, находящиеся на балансе всех трех компаний, на уровне в 7,8 млн тонн руды со средним содержанием меди в 2,37% и кобальта – 0,69%, цена, заплаченная за актив, не стала завышенной. «Более того, расположенность активов в пределах 70-80 км от CAMEC подразумевает возможность получения синергетического эффекта на уровне операционных затрат», – считает он.
Как отмечает эксперт, ENRC может понести в основном риски юридического и репутационного характера из-за попыток предыдущего владельца Kolwezi оспорить в международном арбитражном производстве закрытие проекта и отзыв лицензии. Так, в день непосредственно после объявления сделки лондонские котировки ENRC снизились на 2,2%, на KASE с 19 по 25 августа падение акций составило 12%.
Алмаз Султанбеков не считает, что в перспективе одного-двух лет приобретаемый актив принесет ENRC положительные денежные потоки. Напротив, возможно возникнет необходимость дополнительных существенных денежных вложений. Ведь инфраструктура и обогатительная фабрика, возведенные предыдущим владельцем вокруг отвалов Kolwezi, остались за рамками данной сделки, тогда как First Quantum успела вложить в их развитие более $400 млн из необходимых $700 млн. «Не исключено, что даже при достижении мирового соглашения First Quantum предпочтет хотя бы реализовать данные производственные объекты для компенсации понесенных капитальных затрат», – резюмировал он .
По мнению аналитиков «Тройка Диалог», сделка позволит значительно увеличить производство меди в среднесрочной перспективе – вполне возможно, что мощности ENRC на 85 – 90% превысят прежний план. Покупка сопряжена с рядом юридических рисков, но аналитики видят в ней очень хорошие экономические основания. Общую же сумму сделки они оценивают приблизительно в $325 млн, включая финансовые обязательства, принимаемые на себя ENRC.
По данным ENRC, оцененные и выявленные ресурсы этих предприятий составляют 36,6 млн тонн руды, содержащей около 830 тыс. тонн меди и 150 тыс. тонн кобальта. Информацию о третьей части холдинга, Highwind Group, владеющей 70%-й долей в Metalkol (принадлежит лицензия на проект Kolwezi), компания не предоставила. На взгляд экспертов, это означает, что база запасов, которую ENRC приобрела в результате сделки, может быть больше, чем указано.
Совладелец ENRCАлександр Машкевич – один из крупных держателей акций ENRC, которому принадлежит 14,59%. По данным Globes, он является гражданином не только Казахстана, но и Израиля. Forbes за март текущего года оценил его личное состояние в $3,3 млрд. Машкевич имеет обширные связи с израильским истеблишментом: с министром промышленности и торговли Биньямином БенЭлиэзером и с президентом Шимоном Пересом.