Корреляция между долларом и сырьевыми товарами — а был ли мальчик?

Опубликовано
«Открывай длинные позиции по сырьевым товарам, а короткие по доллару» - призыв, благодаря которому цены на нефть, медь и пшеницу достигли рекордных уровней. Развязалась жесткая торговля, так как доллар восстановил свои позиции, поднявшись с рекордных минимумов, а сырьевые товары снизились более чем на 60%.

«Открывай длинные позиции по сырьевым товарам, а короткие по доллару» — призыв, благодаря которому цены на нефть, медь и пшеницу достигли рекордных уровней. Развязалась жесткая торговля, так как доллар восстановил свои позиции, поднявшись с рекордных минимумов, а сырьевые товары снизились более чем на 60%. Сейчас бакс снова снижается, однако аналитики считают, что не стоит ждать, что этот тренд возобновит интерес к торговле на инверсионной корреляции, само существование которой у некоторых инвесторов вызывает сомнения.

Учитывая то, что кредитный кризис пошатнул состояние спекулятивного капитала, который процветал на таких кросс-рыночных торгах, и самую тяжелую за последние семьдесят лет рецессию мировой экономики, большинство аналитиков сходятся во мнении, что корреляции между долларом и сырьевыми товарами на данный момент не существует. «Корреляция нарушена. И причиной этого являются фундаментальные факторы экономики, — говорит Митул Котеча (Mitul Kotecha), глава исследовательского департамента Calyon, Hong Kong. — Динамика спроса и предложения на рынке нефти перекрывает общее влияние на ценовую динамику так, что ОПЕК вынуждена вмешаться, значительно уменьшая поставки».

Обратные взаимоотношения между долларом и комплексом сырьевых товаров всегда поддерживали теоретическую базу фундаментальных факторов, так как с ослаблением доллара сырьевые товары, просчитанные в долларах, становились более доступными для недолларовых стран.

Пока Китай и Индия возглавляли бум мирового спроса, инвестиционная привлекательность корреляции стала еще сильнее, а с 2006 года, когда ралли усилилось, открытие коротких позиций по доллару и длинных по меди, нефти или зерновым казалось само собой разумеющимся. К тому же растущий дефицит бюджета и торговый дефицит, рост евро как альтернативной резервной валюты, спекулятивная лихорадка и модный тренд среди инвесторов возглавляли рынок сырьевых товаров.

Однако за последние несколько недель, как только ожидания роста экономики Китая и Индии резко ослабли, а жесткие кредитные условия удержали спекулянтов от повторного вхождения на рынок сырьевых товаров, корреляция разрушилась. На данный момент прогнозы неутешительные. За последние три недели бакс потерял 10% против евро. Только корреляция с золотом — квазивалютой, связь с которой всегда считалась самой близкой, остается по-прежнему сильной.

«Во времена сильного спроса доллар является основным драйвером цен на сырьевые товары с сильной корреляцией. Сейчас проблема заключается в том, что недолларовые покупатели борются со снижением спроса на своих рынках, и теория здесь больше не работает, — делится мыслями аналитик MF Global Эдвард Меир (Edward Meir). — Картина слабой макроэкономики ограничит ралли на рынке металлов. Доллар станет еще слабее. Ставки нулевые, а дефицит на 2009 год составляет триллион долларов. Поэтому трудно прогнозировать устойчивый доллар». Снижение ставки с 0,25% до 0%, скорее всего, вызовет еще одну волну снижения доллара против евро, если Европейский центральный банк будет придерживаться более консервативного подхода.

[b]Танец инверсии[b]
С января 2006 по декабрь 2008 показатель дневной корреляции доллара и золота был очень высоким — 0,9. Уровень 1,0 отражает идентичные взаимоотношения. Показатель корреляции нефти и доллара был -0,85, а меди и доллара -0,6.

Но с того времени, когда индекс по доллару достиг двухлетней высоты в ноябре текущего года, только корреляция с золотом поддерживалась на -0,85. Так как цены на медь и нефть продолжали снижаться, а доллар расти, корреляция стала позитивной: с нефтью в 0,5, а с медью 0,6, что означает, что два актива движутся вместе, а не в разные стороны. Ради сравнения: в период между 2001 и 2003 годами, когда мировая экономика восстанавливалась от нескольких шоковых событий, корреляция золота и доллар была -0,8, нефти и доллара -0,6, меди и доллара -0,2.

Для некоторых аналитиков корреляция никогда не и существовала, помимо влияния на дневные движения цен, а постепенный рост цен на сырьевые товары до середины текущего года и снижение доллара — всего лишь совпадение, а не правило. «Рост экономики Китая, Индии и Бразилии и резкое увеличение спроса на сырьевые товары, а впоследствии и бум спекулятивной активности могут объяснить рост цен на сырьевые товары без прямой связи между долларом и сырьевыми товарами», — считает аналитик из Австралии.

Читайте также