Бюджет на казахстанскую науку: Мы делили апельсин…
Ученые возмущены распределением государственных грантов: проекты, набравшие больше баллов по результатам экспертизы зарубежных экспертов, не одобрены к финансированию, тогда как проекты с меньшим количеством баллов получают миллионное финансирование из государственной казны.
Вначале была радость…
Казахстанские ученые, ожидавшие несколько лет выделения средств на проекты были воодушевлены: Министерство образования и науки РК объявило конкурс на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 годы по следующим приоритетным направлениям развития науки:
1. Рациональное использование природных, в том числе водных ресурсов, геология, переработка, новые материалы и технологии, безопасные изделия и конструкции
2. Энергетика и машиностроение
3. Информационные, телекоммуникационные и космические технологии, научные исследования в области естественных наук
4. Науки о жизни и здоровье
5. Научные основы «Мәңгілік ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук)
6. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции
7. Национальная безопасность и оборона.
На грантовое финансирование научных проектов по 7 приоритетным направлениям было выделено 28,6 млрд тенге.
«Проекты, которые будут реализованы в 2018-2020 гг., ориентированы на практические потребности реального сектора экономики, производства и социальной сферы. В этом году повышены требования к результативности грантовых проектов», – отмечает председатель Комитета науки Болатбек Абдрасилов.
Экспертиза и организационные моменты
Заявки поданы, проекты, которых набралось порядка 4,5 тыс. были отправлены на экспертизу независимых зарубежных ученых: «Сначала, экспертизу заявок проводят научные эксперты, которые обладают специфичными знаниями в данной области, а также обладают научным авторитетом по индексу Хирша — (показатель научной значимости) составляет 5.0 за последние 5 лет. Результатом этой экспертизы является общий балл от трех экспертов, который оценивает значимость проекта», — рассказывают ученые о процедуре. При чем, как пишут ученые, стоимость экспертизы составляла порядка $250 и оплачивалась за счет государства.
«По нашим сведениям, стоимость одной такой экспертизы составляет $250, соответственно на 4 500 заявок государством потрачены миллиарды тенге». В числе отклоненных оказались и такие проекты, которые имели высокие баллы и направлены на решение вопросов «умного сельского хозяйства», — говорится в обращении группы ученых-аграриев во главе с кандидатом сельскохозяйственных наук, доцентим Рашитом Ускеновым к генеральному прокурору Республики Казахстан Кайрату Кожамжарову и председателю Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Алику Шпекбаеву.
Но после проведения экспертизы решение о присуждении гранта принимает уже Национальный Научный Совет.
«Второй этап — это проведение заседаний Национальных Научных Советов (ННС), в него в основном входят казахстанские ученые, а также представители бизнеса. Члены Национальных Научных Советов не обладают знаниями и экспертизой по каждому проекту, их индекс Хирша зачастую даже не составляет 2.0, поэтому они не могут достоверно оценить качества проектов, но именно они решают, давать ли финансирование конкретному проекту или нет. А именно это право дает возможность использовать членам Совета голосование в своих целях: так как члены Советов зачастую являются руководителями или членами институтов, то и предпочтение отдают своим проектам», — пишет в блоге MEGAMIND.
Его поддерживает ученый-аграрий.
«В соответствии с пунктом 7 Положения о ННС казахстанские ученые, избираемые в составы ННС, должны иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет и индекс Хирша не менее 2 за последние 5 лет. Это сделано для того, чтобы в составе ННС были компетентные ученые с современными знаниями. Индекс Хирша – это основной критерий, по которому оценивают уровень достижения ученого во всех развитых странах! Однако, из 17 членов ННС по АПК, 9 человек имеют нулевой индекс Хирша, а 2 имеют всего 1 индекс (…) не более двадцати процентов от состава советов, но не менее одного члена в каждом совете формируется из числа зарубежных ученых, являющихся представителями ведущих мировых научных или научно-образовательных организаций, свободно владеющих английским языком и имеющих индекс Хирша не менее 10 за последние 5 лет. Это требование вообще проигнорировано, так как в составе ННС по АПК нет ни одного зарубежного ученого», — отмечает Рашит Ускенов.
Кто решает судьбу грантов?
Но самое большое нарушение и «корень зла», по мнению ученых в том, что в состав ННС входят те, чьи проекты как раз рассматриваются.
«В составы ННС не входят руководители аккредитованных субъектов научной и/или научно-технической деятельности и их заместители, а также более одного работника из одной организации. А в ННС по АПК 4 человека оказались из числа первых руководителей и заместителей первых руководителей научных организаций. Кроме того, в нарушение требований вышеуказанного положения из 17 ученых членов ННС 3 представителя одного вуза, 2 — одного НИИ. В то же время в его состав не вошло ни одного человека из более крупных университетов и НИИ. Кроме того, поражают сроки и скорость рассмотрения проектов. Здесь работа по рассмотрению свыше 580 проектов была завершена всего за 3 дня. К чему нужна была такая спешка? В такой ситуации мы допускаем, что влиятельные люди ННС поддержали «нужные» проекты, а сам процесс рассмотрения превратили в формальность. Все вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что в системе рассмотрения научных проектов созданы условия для протекционизма и лоббирования интересов отдельных субъектов аграрной науки и групп ученых через «протаскивания своих людей» в состав ННС по АПК. Все это является благоприятной почвой для возникновения коррупционных правонарушений, дискредитирует саму идею развития конкуренции среди научных организаций и ученых, приводит к потере веры научных работников в справедливость, в возможность развития аграрной науки и превращения ее в движущую силу сельского хозяйства о котором постоянно говорит Глава Государства», — пишет Ускенов.
«Самое большое возмущение у ученых вызывает то, что проектам, которые получили высокие баллы на этапе экспертизы, было отказано в финансировании, но прошли проекты, которые получили низкие баллы экспертизы, однако эти проекты были связаны с членами ННС. Ярким примером такой аффилированности является, например, работа ННС по направлению «Информационные и телекоммуникационные технологии» во главе с его председателем Калимолдаевым Максатом Нурадиловичем, который также является первым руководителем Института информационных и вычислительных технологий. Проекты его института получили самую большую долю (23,5% или 1 млрд 384 млн тенге) от общего финансирования (5 млрд 871 млн тенге) по направлению "Информационные и телекоммуникационные технологии", причем получили финансирование даже проекты этого института с низкими баллами (проекты с баллами 19; 20; 21 балл из 36 возможных). Таким образом, один институт получил четверть всего выделенного финансирования на целое направление "Информационные и телекоммуникационные технологии"», — MEGAMIND.
Цифры и таблицы
Другой ученый, под ником DR. AIMAN дает подробный расклад с цифрами. Тем же, кому интересно, могут скачать сведения из протоколов, выложенные на официальном интернет-ресурсе комитета науки МОН РК. Узнать какое количество баллов набрал тот или иной проект можно на сайте НЦГНТЭ (Национальный центр государственной научно-технической экспертизы).
«Таблицы были построены на основе расчета и сведения данных взятых из приложения 1,2,3,4,5, согласно выпискам из протоколов заседаний ННС. Анализ результатов решений ННС о грантовом финансировании научных исследований на 2018-2020 годы показывает, что в целом по всем направлениям 11,9% набрали «от 30 и выше баллов» в том числе только 6,4% были одобрены- 5,5% не одобрены, 35,2% набрали «от 25 до 30 баллов» в том числе 12,9% были одобрены-22,3% не одобрены. Тогда, как 379 проектов набрали от 9 до 20, из них 13 проектов (0,6%) были одобрены», — пишет ученый.
Удельный вес одобренных и не одобренных проектов по баллам (по 5 направлениям).
«Есть опасение, что решение ННС сведет на нет грантовое финансирование действительно «Достойных» научных исследований. Проще говоря, если вы занимаетесь прикладной наукой или наукоемким производством — у вас мизерные шансы получить финансирование по прямой линии. Даже если вы публикуете результаты своих исследований в научной периодике и выступаете с ними на международных конференциях и форумах, доводите и совершенствуете свои идеи, учитывая ситуацию в мире, ваши исследования благополучно поддерживают зарубежные ученые и плюс ко всему у вас есть софинансирование, то все равно у вас мизерные шансы. Парадокс», — пишет он.
Таблица 2
Проверка «боем»
Для того, чтобы убедиться в точности информации, мы провели небольшой анализ на основе открытых данных по направлению «Информационные и телекоммуникационные технологии». В таблицу взяты значения выборочно. По данным видно, что проект с результатом в 35 баллов остался без финансирования, тогда как проект, оцененный на 18 баллов получил грант на три года в размере 30 млн тенге, а проект с 25 баллами выиграл наибольший грант в 123 млрд тенге.
номер |
ИРН |
Заявитель |
Научный руководитель |
Одобренная сумма на весь период реализации |
баллы |
1 |
AP05130994 |
Институт математики и математического моделирования |
Токмагамбетов Нияз Есенжолович |
30 млн тенге |
35.67 |
2 |
AP05130650 |
Институт математики и математического моделирования |
Сураган Дурвудхан |
0 |
35 |
3 |
AP05135473 |
Дочернее товарищество с ограниченной ответственностью «Астрофизический институт им. В.Г. Фесенкова» |
Омаров Чингис Тукенович |
0 |
34.33 |
4 |
AP05135753 |
Nazarbayev University Research and Innovation System |
Нурмуханбетова Алия Кенжегалиевна |
30 млн тенге |
34.33 |
5 |
AP05130123 |
ДГП на ПВХ «Научно-исследовательский институт экспериментальной и теоретической физики» РГП на ПВХ «Казахский национальный университет им. Аль-Фараби МОН РК» |
Дробышев Андрей Степанович |
30 млн тенге |
34 |
6 |
AP05133991 |
National Laboratory Astana |
Nurmukhanbetova Aliya |
0 |
34 |
7 |
AP05130923 |
Nazarbayev University Research and Innovation System |
Zhao Yong Michael |
30 млн тенге |
33.67 |
8 |
AP05130981 |
Институт математики и математического моделирования |
Сураган Дурвудхан |
30 млн тенге |
33.67 |
9 |
AP05132933 |
ДГП на ПВХ «Научно-исследовательский институт математики и механики» РГП на ПВХ «Казахский национальный университет им. Аль-Фараби МОН РК |
Мансурова Мадина Есимхановна |
30 млн тенге |
33.67 |
10 |
AP05133007 |
АО «Казахский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт глазных болезней |
Абдуллина Венера Равильевна |
0 |
33.67 |
11 |
AP05131707 |
Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова |
Бекмаганбетов Куаныш Абдрахманович |
0 |
33.33 |
12 |
AP05132438 |
РГП на ПХВ «Институт математики и математического моделирования» Комитета науки МОН РК Переоформление |
Туленов Канат Серикович |
0 |
33.33 |
13 |
AP05132978 |
ДГП на ПВХ «Научно-исследовательский институт математики и механики» РГП на ПВХ «Казахский национальный университет им. Аль-Фараби МОН РК |
Бекбаев Асхат Каусович |
24 млн тенге |
33.33 |
14 |
AP05136197 |
Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева |
Нуртазина Карлыгаш Бегахметовна |
30 млн тенге |
33.33 |
15 |
AP05130366 |
ДГП на ПВХ «Научно-исследовательский институт математики и механики» РГП на ПВХ «Казахский национальный университет им. Аль-Фараби МОН РК |
Иманкулов Тимур Сакенович |
54 млн тенге |
33 |
16 |
AP05131165 |
РГП на ПХВ «Восточно-Казахстанский государственный университет имени С.Аманжолова» Переоформление |
Квеглис Людмила Иосифовна |
0 |
33 |
17 |
AP05132333 |
ДГП на ПВХ «Научно-исследовательский институт экспериментальной и теоретической физики» РГП на ПВХ «Казахский национальный университет им. Аль-Фараби МОН РК» |
Архипов Юрий Вячеславович |
30 млн тенге |
33 |
18 |
AP05134494 |
Nazarbayev University |
Malafarina Daniele |
0 |
33 |
49 |
AP05133499 |
ДГП на ПВХ «Научно-исследовательский институт экспериментальной и теоретической физики» РГП на ПВХ «Казахский национальный университет им. Аль-Фараби МОН РК» |
Приходько Олег Юрьевич |
24 млн тенге |
31.67 |
218 |
AP05132469 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Калимолдаев Максат Нурадилович |
80 млн тенге |
26.67 |
245 |
AP05132648 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Амиргалиев Едилхан Несипханович |
54 млн тенге |
26 |
271 |
AP05133699 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Яворский Владимир Викторович |
45 млн тенге |
25.67 |
296 |
AP05130750 |
НАО «Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева» |
Ашимов Абдыкаппар Ашимович |
123 млн тенге |
25 |
324 |
AP05133190 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Ахметжанов Максат Аканович |
45 млн тенге |
24.33 |
338 |
AP05132020 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Абдилдаева Асель Асылбековна |
45 млн тенге |
24 |
345 |
AP05134909 |
Ақыш Әбдіғали Шойынбайұлы |
Ақыш Әбдіғали Шойынбайұлы |
15 млн тенге |
23.67 |
349 |
AP05135692 |
Международный университет информационных технологий |
Дайнеко Евгения |
30 млн тенге |
23.67 |
361 |
AP05132760 |
Институт информационных и вычислительных технологий |
Pak Alexandr Alexandrovich |
57 млн тенге |
23.33 |
362 |
AP05132778 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Калижанова Алия Уалиевна |
48 млн тенге |
23.33 |
364 |
AP05133188 |
Национальная компания Қазақстан Ғарыш Сапары |
Бактыбеков Казбек |
60 млн тенге |
23.33 |
371 |
AP05131293 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Шаяхметова Асем Серикбаевна |
33 млн тенге |
23 |
375 |
AP05132584 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Бияшев Рустем Гакашевич |
60 млн тенге |
23 |
377 |
AP05133090 |
РГП на ПВХ «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки МОН РК» |
Arslanov Marat Z. |
36 млн тенге |
23 |
387 |
AP05132160 |
Алматинский университет энергетики и связи |
Сагинтаева Сауле |
60,4 млн тенге |
22.67 |
403 |
AP05134227 |
Институт информационных и вычислительных технологий |
Каримова Ляиля Митхатовна |
50 млн тенге |
22.33 |
494 |
AP05131093 |
Институт информационных и вычислительных технологий |
Кудайкулов Анарбай Кудайкулович |
45 млн тенге |
19.33 |
505 |
AP05134021 |
РГП на ПХВ «Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауезова» МОН РК |
Сембиев Ордабай Зайтаевич |
24 млн тенге |
19 |
506 |
AP05134403 |
РГП на ПХВ «Институт механики и машиноведения имени академика У.А.Джолдасбекова» Комитета МОН РК |
Масанов Жайлау Кабылбекович |
15 млн тенге |
19 |
515 |
AP05131044 |
Институт математики и математического моделирования |
Байзаков Сайлау |
30 млн тенге |
18 |
А дальше что?
Сегодня состоится брифинг «Об итогах Конкурсов на грантовое и программно-целевое финансирование по научным и научно-техническим проектам на 2018-2020 годы», организованный АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» с участием председателя Комитета науки МОН РК Болатбека Абдрасилова, вице-президента АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» Лейлы Абубакировой, председателей Национальных научных советов (ННС) по 7 приоритетам. Ученые надеются, что станет понятен алгоритм распределения грантов.
А несколько позже будут обнародованы результаты о грантовом финансировании по приоритетным направлениям «Рациональное использование природных, в том числе водных ресурсов, геология, переработка, новые материалы и технологии, безопасные изделия и конструкции» и «Научные основы «Мәңгілік Ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук)»…