В России недовольны решением Франции по Мухтару Аблязову

Опубликовано
Решение не соответствует нормам международного права и противоречит ранее принятым решениям французских судов

Госсовет Франции счел политически мотивированной выдачу в РФ бывшего казахстанского банкира Мухтара Аблязова, который обвиняется в крупном мошенничестве. Генпрокуратура России считает данное решение необоснованным, сообщил официальный представитель российского надзорного ведомства Александр Куренной.

По данным Куренного, 9 декабря 2016 Госсовет Франции отменил декрет премьер-министра республики, подписанный 17 сентября 2015 года, о выдаче в Россию гражданина Республики Казахстан Аблязова Мухтара Кабуловича, 1963 года рождения. В качестве обоснования Государственный совет указал, что выдача Аблязова была запрошена в политических целях.

"Генеральная прокуратура Российской Федерации считает данное решение необоснованным, не соответствующим нормам международного права, а также противоречащим ранее принятым решениям французских судов", — сказал Куренной.

Представитель ведомства сообщил, что, по утверждению Госсовета Франции, запрос о выдаче Аблязова якобы направлен в интересах Казахстана. Он назвал такое утверждение "нелепым", так как органами предварительного следствия казахстанский олигарх, бывший министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана Аблязов обвиняется в совершении на территории России целого ряда тяжких преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности, повлекших причинение ущерба на сумму свыше 5 миллиардов долларов.

Куренной напомнил, что Апелляционные суды Экс-ан-Прованса и Лиона в 2014 году, а также Кассационный суд Франции в 2015 году признали, что запрос Генеральной прокуратуры России о выдаче Аблязова полностью соответствует нормам международного права и французского законодательства.

"Государственный совет Франции в своем решении проигнорировал эти установленные французскими судами факты, равно как и сами совершенные в России масштабные преступления, права потерпевших", — отметил Куренной.

Согласно статьям 14 и 15 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года, Аблязов мог быть привлечен к уголовной ответственности только за те преступления, в связи с которыми запрашивалась его выдача. Без согласия Французской Республики он не мог быть выдан, выслан или передан третьему государству, в том числе и Казахстану. Генеральная прокуратура России дополнительно отдельно это гарантировала, также как и возможность посещения Аблязова в России представителями Франции с целью контроля за соблюдением гарантий, отметил Куренной.

"Обращает на себя внимание тот факт, что в подтверждение того, что Аблязов якобы является "противником политического режима в Казахстане", Госсовет сослался на решение британских властей о предоставлении ему политического убежища".

Однако французский государственный орган "не заметил" при этом, что Аблязов сбежал из государства, предоставившего ему убежище, нарушив запрет английского суда, а также то, что он приговорен в Великобритании к 22 месяцам тюремного заключения за проявленное неуважение к суду, но от отбытия наказания уклонился, бежав во Францию.

Генеральная прокуратура Российской Федерации отмечает, что длившийся почти три с половиной года экстрадиционный процесс сопровождался недозволенными приемами со стороны Аблязова и его адвокатов. "Пытаясь избежать уголовной ответственности за содеянное и противодействуя экстрадиции, Аблязов всячески пытался очернить политическую, правоохранительную и судебную системы РФ. Французские судьи и прокуроры, проявлявшие принципиальность и объективность в отношении данного дела, подвергались нападкам в СМИ. В отношении них совершались киберпреступления. Полученная с помощью преступных действий информация искажалась и сразу же оказывалась в распоряжении тенденциозно настроенных СМИ".

Генеральная прокуратура Российской Федерации расценивает решение Государственного совета Франции как явно политизированное, нарушающее принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления, наносящее ущерб правосудию и международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.

Читайте также