Ответственность оператора ядерной установки утвердили в Казахстане
Депутаты сената парламента на пленарном заседании палаты 30 апреля одобрили проект закона «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданско-правовой ответственности в сфере использования атомной энергии». Закон считается принятым парламентом и направляется на подпись главе государства.
Как сообщил представлявший законопроект министр энергетики Нурлан Ногаев, документом регламентируется ответственность оператора ядерной установки.
«Основной задачей законопроекта является обеспечение реализации международных обязательств Республики Казахстан по приведению внутреннего законодательства в соответствие с Венской конвенцией, содействие в развитии атомной отрасли, путем получения доступа к ядерным технологиям, определение предела ответственности оператора ядерной установки за причинение ядерного ущерба и обеспечение предоставления денежной компенсации пострадавшим в результате ядерного ущерба посредством финансового обеспечения», — сказал он.
Для этого в законопроекте предусматривается введение гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб и обязательное наличие у операторов ядерных установок финансового обеспечения за такой ущерб. Также документом предусматривается использование дифференцированных пределов ответственности операторов ядерных установок за причинение ядерного ущерба, исходя из категорий радиационной опасности ядерных установок.
«Вариант установления ответственности на основании категории радиационной опасности ядерной установки является наиболее оптимальным», — сказал Ногаев.
В частности, предлагается ввести следующие виды и пределы ответственности оператора ядерной установки за причинение ядерного ущерба: для операторов ядерных установок первой категории радиационной опасности (АЭС) в размере 150 млн специальных прав заимствований (SDR – расчетная единица, определенная МВФ и используемая для операций и сделок, на 29 апреля $1=0,733177 SDR); для операторов ядерных установок второй и третьей категории радиационной опасности в размере 5 млн SDR, за исключением ядерных установок, находящихся в ведении уполномоченного органа.
Законопроектом также установлен срок давности по искам по возмещению ядерного ущерба.
«Устанавливается срок исковой давности по требованиям, связанным с возмещением ядерного ущерба, причиненного жизни и здоровью физических лиц. Срок исковой давности по данным требованиям устанавливается в 30 лет», — сообщил Ногаев.