Девальвация: обратная связь
Бизнесмены отмечают, что процесс ценообразования в связи с девальвацией идет противоречиво: с одной стороны, рынок замер в ожидании в связи с требованиями государства сдерживать цены, с другой — на многие продукты цены все же поднимаются по объективным причинам. В некоторых отраслях цены сдерживает конкуренция. Своими планами с [b]«Къ» делятся участники рынка.[/b]
Замдиректора рынка «Алтын Орда» Алтай Маусымбай комментирует, что после девальвации население, оперирующее нацвалютой, обеднело на 25% в противовес тем, кто использует у.е. Он отмечает, что вслед за девальвацией в «Алтын Орде» необоснованно стали подниматься цены на продукты питания. «Цены завышают сугубо для личной выгоды. Продукты питания, продаваемые сейчас, были завезены в конце прошлого года. Этих запасов хватит примерно на месяц», — говорит он. А через месяц цены действительно повысятся обоснованно, по причине завоза свежих продуктов из-за рубежа.
«К сожалению, с ростом цен практически ничего нельзя поделать. Правительство дает задание на местах держать под контролем цены, а как их контролировать, неизвестно. Нет прозрачности: все платят одинаковые налоги без применения градации по доходам. Налоговый комитет и финполиция должны осуществлять контроль, но его нет», — говорит Алтай Маусымбай.
Он отмечает, что на овощи резкого поднятия цен не было, если кто и поднял, вернул обратно из-за уменьшения клиентов. На продукты местного производства цены пока остались на прежнем уровне. А на импортные продукты питания цены поднялись на 15-20%. «Мы не прогнозируем уменьшения поставок импортной продукции и ее дефицита, — говорит замдиректора «АлтынОрды», отмечая, что практически вся продукция, поступающая на рынок, импортная, завозится из Китая, Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Киргизии. Она как поступала, так и будет поступать в таком же объеме, а может и больше, и это повлияет на цены. «У нас сейчас затишье. Склады забиты товаром, и этот товар распродается. Свежие продукты поступят только в апреле. В мае начнется сбор урожая в Шымкентской области, тогда на прилавок поступит отечественная продукция. В июне будут поставки из Жамбылской, Алматинской областей. Сейчас цена на отечественную продукцию выше, чем на импортную», — говорит он. Рынок работает в рабочем режиме, ажиотажного спроса не наблюдается.
Директор сети супермаркетов Skif Trade Андрей Доровских отмечает, что пока цены остаются прежними. «Но если поставщики установят новые, соответственно и мы повысим цены», — говорит он. Замгендиректора SM-Market Виктор Докучаев говорит, что в ближайшее время цены в сети супермаркетов останутся прежними. «И в связи с девальвацией мы ожидаем снижения доходов компании», — говорит он.
Что касается цен на хлеб, то вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев не видит причин для их роста в республике. «Нынешние цены на хлеб сформировались для мукомольных предприятий при цене $250 за тонну зерна. Мы эту цену обеспечим». Сами компании замерли в ожидании. «Аксай-нан», к примеру, пока «Къ» комментариев не дает.
Для сотовых операторов девальвация невыгодна. Руководитель службы по связям с общественностью ТОО «КаР-Тел» Павел Родин отмечает, что девальвация национальной валюты невыгодна для Beeline. «Оборудование, необходимое для развития сети, приобретается за доллары; кредиты, которые привлекались в прошлые годы, брались у зарубежных банков и, естественно, в долларах, операционные и финансовые планы компании также рассчитывались в долларах. При этом все услуги связи, оказываемые Beeline, тарифицируются и оплачиваются в тенге. Соответственно, потери будут пропорциональны уровню девальвации национальной валюты», — говорит представитель Beeline. Сейчас компания анализирует, как отразится девальвация на цене предоставляемых услуг. «Пока трудно делать какие-либо точные прогнозы, но понятно одно: такого снижения цен на сотовую связь, которое мы наблюдали последние годы, ожидать не приходится», — говорит Павел Родин.
Цены на первичном рынке жилья в январе 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года снизились на 1%, а на вторичном — на 1,7%, и пока, похоже, расти не собираются. Руководитель отдела недвижимости агентства Adem Ai Антонина Эм отмечает, что спрос на недвижимость по-прежнему падает с каждым днем, хотя цены на недвижимость снижаются. «Причем те, кто устанавливали цены по курсу 120 тг за доллар, оставляют его прежним и при составлении договоров это уточняют», — говорит риелтор.
На игроках авторынка девальвация отразилась по-разному. АО Astana Motors «в связи с нынешней ситуацией» пока не дает комментариев. Президент АО «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев утверждает, что сейчас, когда рынок еще не стабилен, сложно спрогнозировать ценовую политику компании. «С уверенностью можно сказать, что девальвация будет оказывать на нее влияние, однако в меньшей степени, чем на компании, импортирующие готовые автомобили. К счастью, все основные обязательства нашей компании в тенге. Это и кредиты, и облигационные займы. Кроме девальвации, на ценообразование будут оказывать влияние и общемировые тенденции в автомобилестроении: снижение объемов производства и в этой связи рост себестоимости на единицу готовой продукции», — говорит Ержан Мандиев.
Он сообщает, что в теории девальвация местной валюты по отношению к другим дает преимущество местным производителям при условии сохранения цен внутри страны на рабочую силу, сырье, другие составляющие себестоимости. В этом смысле для «АЗИИ АВТО», как и для других компаний, где в себестоимости присутствует местная составляющая, девальвация выгодна. «Однако, если произойдет резкий рост цен на продукты питания, и люди пострадают в социальном плане, придется пойти на повышение оплаты труда, и тогда этот эффект может быть потерян», — говорит Ержан Мандиев.