Сможет ли Сатыбалды вернуть подаренные государству акции «Казахтелекома»

Опубликовано
Выпускающий редактор, заместитель шеф-редактора сайта
Глава Минюста Канат Мусин и юрист Максим Мостович разошлись во мнениях относительно этого вопроса

Во вторник, 12 апреля, стало известно, что подконтрольные племяннику первого президента республики Кайрату Сатыбалды компании Skyline Investment Company S.A. и ТОО «Alatau Capital Investment» передают бесплатно в республиканскую собственность 28,8% акций АО «Казахтелеком». 14 апреля министр юстиции Канат Мусин на брифинге в СЦК заявил, что нет оснований для того, чтобы оспорить сделку.

Все формальности соблюдены

По словам Каната Мусина, госимущество приобретается, в том числе, и по договорам дарения.

«Сделка по договору дарения оформляется в установленном законом порядке, заверяется нотариально, все необходимые формальности соблюдены. Поэтому оснований говорить о том, что она завтра может быть оспорена и по каким-то моментам расторгнута, на сегодняшний момент нет. И я уверен, что их не будет», – сказал он.

Свобода волеизъявления

Юрист Максим Мостович рассказал Kursiv.media, что он не согласен с мнением главы Минюста РК.

«Я не согласен с мнением о том, что раз договор дарения предусмотрен законом, а формальности соблюдены, то эта сделка априори законная и действительная. Ведь положения пункта 9 статьи 159 Гражданского кодекса РК предусматривают как способ защиты прав признание судом сделки недействительной», – сказал он.

Отметим, что пункт 9 статьи 159 гласит: «Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего».

Кайрат Сатыбалды был задержан 13 марта. Его подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями и хищении средств АО «Казахтелеком» в особо крупном размере. 15 марта сообщалось, что бизнесмена арестовали на два месяца. Суд санкционировал меру пресечения в виде содержания под стражей. Он находится в СИЗО.

По словам Мостовича, может возникнуть вопрос о свободе волеизъявления сторон в сделке. Это одно из ключевых условий для ее юридической силы. Когда человек находится в своем естественном окружении, при обычных обстоятельствах сомневаться в отсутствии его волеизъявления не приходится.

«Когда человек находится в местах лишения свободы, он уже находится в стрессовом состоянии. Более того, доступ к человеку его родственников, друзей, коллег весьма ограничен. Проверить, оказывается ли какое-то давление или нет, весьма проблематично», – считает он.

Также он добавил, что особое внимание следует обратить на то, что госорганы ведут уголовное преследование и конечным бенефициаром подаренного имущества также является государство.

«При таком совпадении риски признания сделки недействительной повышаются (имеются в виду иностранные суды. – прим. ред.). Для минимизации рисков и соблюдения всех процессуальных нюансов, по моему мнению, переоформление имущества должно было быть осуществлено после приговора суда, устанавливающего факт незаконного владения акциями, и последующего решения суда о конфискации или признания недействительными сделок, заключенных в свое время обвиняемым о приобретении этих активов», – резюмировал юрист.

Ранее сообщалось, как государство провело операцию по демонополизации, а также о том, что об этом думают миноритарные инвесторы.

Читайте также