Что станет с тысячами сотрудников «дочек» российских банков в Казахстане
Служащие трех казахстанских банков оказались в зоне риска – части из них уже предложили написать заявления об уходе по собственному желанию. Игроки финансового рынка оценили перспективы работников подсанкционных банков на рынке труда.
Завтра, 6 мая, вступают в силу американские санкции в отношении казахстанской дочки Альфа-Банка. Вчера БЦК купил у Альфы половину активов за 220 млрд тенге, ожидается, что сегодня сделка будет завершена.
Санкции в отношении российских «дочек» Сбербанка, Альфа-Банка, ВТБ вынудили их сворачивать свой бизнес и распродавать портфели в Казахстане. О своем интересе к активам российских банков заявили Банк ЦентрКредит, объявивший о покупке Альфы, Halyk Bank, выкупивший часть розничного портфеля Сбера, и Евразийский банк, получивший часть розницы ВТБ. Однако дальнейшая судьба «российской тройки» до сих пор туманна, как нет и полного понимания того, что будет с теми людьми, кто работает в этих банках, а их почти 8,3 тыс. человек во всех регионах Казахстана.
Внутренний спрос
Опрошенные «Курсивом» сотрудники Сбера и Альфы в большинстве своем наблюдают за ситуацией и ожидают увольнений. «Пока трудно сказать, в каком банке я буду работать», – сказал «Курсиву» на условиях анонимности один из топ-менеджеров казахстанского Альфа-Банка. В разговорах с сотрудниками казахстанского Сбера, попросивших не указывать их фамилии, тоже мало оптимизма: «Очевидно, работу сохранят не все».
Тем временем казахстанские банкиры, наблюдающие за санкционными последствиями для своих коллег, в один голос говорят о высоком качестве кадрового состава российских «дочек».
«Я с уважением отношусь к топ-менеджменту казахстанских представительств российских банков, которые вышли из Казкома, где мы вместе работали. Помню, что для Казкоммерцбанка была внутренняя боль, когда эти люди уходили в Сбербанк и Альфу. Сегодня на таких людей большой спрос в крупных частных, государственных и квазигосударственных компаниях», – говорит казахстанский финансист Асем Кенжебек. Она вспоминает, что, когда российские банки заходили в Казахстан, они приглашали к себе в команду самые сильные кадры, предлагая оклады и бонусы выше рынка.
«Сегодня идут продажи корпоративных портфелей российских банков в Казахстане. Чтобы новым банкам бесперебойно обслуживать этот бизнес, требуются кредитные аналитики, клиентские менеджеры. Эти специалисты знают своих клиентов, регионы, в которых работают, – добавила Асем Кенжебек. – К тому же в российских банках трудятся много хороших технических специалистов: и Сбер, и Альфа всегда были в цифровом авангарде. Эти кадры могут найти себя на новых развивающихся в Казахстане маркетплейсах при банках. Что касается бэк-офиса российских банков в Казахстане, то я бы обратила внимание на сотрудников комплаенса и юридического блока, которые могут попасть на рынок труда. Кроме того, в Казахстане активно развиваются микрофинансовые организации, которым пригодятся банковские кадры, особенно специалисты розничного бизнеса».
Исход российских банков из РК усилит конкуренцию на рынке труда среди финансовых специалистов. «У казахстанских банков появляется отличная возможность не просто обновить или расширить свой кадровый состав, но и значительно усилить свои команды именно теми ценными специалистами, которыми некогда были укомплектованы «дочки» российских банков», – считает председатель правления Jusan Bank Нурдаулет Айдосов. Он полагает, что сотрудникам казахстанских представительств Сбера, Альфы и ВТБ не стоит беспокоиться о своем будущем трудоустройстве, так как в финансовой сфере уже есть устоявшееся представление о высокой компетенции кадров именно в этих банках. «В то же время это может быть поводом для беспокойства для сотрудников, работающих в других казахстанских банках, так как в условиях ужесточившегося «естественного отбора» им предстоит побороться за свои рабочие места», – предположил Айдосов.
Председатель правления АО «Нурбанк» Гульнара Мусатаева отметила, что «специалисты с опытом работы в таких крупных банках, как ВТБ, Сбер и Альфа, всегда будут востребованы не только в банковском секторе, но и в других отраслях экономики».
Впрочем, по ее мнению, смена акционеров не означает прекращения деятельности банка. «Напротив, это потенциальная возможность вывести перечисленные банки из-под санкций. В этой связи преждевременно говорить о том, что рынок труда будет переполнен банковскими служащими», – добавила Гульнара Мусатаева. Ее поддержал председатель правления Евразийского банка Валентин Морозов: «Банки отличные, команды и технологии сильные, и если будет разрешение американского OFAC, то они найдут своего покупателя. Банки переименуют, и они продолжат свою работу с новыми названиями и новыми акционерами».
Внешний спрос
На освобождающиеся кадры российских «дочек» могут претендовать и иностранные компании. «Казахстанские специалисты банковской сферы могут рассчитывать на предложения со стороны зарубежных компаний. Ярким примером этого являются сотрудники Банка Хоум Кредит Казахстан, которые из года в год получают приглашения о работе от других компаний, входящих в Home Credit Group International. Сейчас они возглавляют банковские направления во Вьетнаме, Чехии и Индии», – уверен директор по работе с персоналом Банка Хоум Кредит Жаркын Бекжанов.
По информации «Курсива», к топ-менеджменту и их командам, специалистам среднего звена Сбера и Альфы присматриваются банки Узбекистана, которые уже делают предложения казахстанцам.
Интерес узбекских кредитных организаций к казахстанским специалистам банковского рынка подтверждает управляющий директор департамента корпоративных финансов офиса Deloitte в Узбекистане Рустам Мухаметшин. Он считает, что банковский рынок Узбекистана проходит сейчас этап становления и нуждается в притоке квалифицированных сотрудников. «Качественный рывок вперед требует хороших кадров, как управленческих, так и специалистов с точечными компетенциями. Сотрудники дочерних российских банков в Казахстане являются хорошим подспорьем для Узбекистана, так как их качество не уступает представлению о том, каким должен быть сотрудник современного банка в любой точке мира. А русскоязычность обоих регионов, схожесть регуляторной среды многократно умножают привлекательность казахстанских экспертов для Узбекистана», – пояснил Рустам Мухаметшин.