Все хотят знать, когда люди вернутся в офисы, даже Уоррен Баффет

Опубликовано
Глава Berkshire Hathaway рассказал о формате работы в будущем, возможных сокращениях и о том, как поддержать тех, кто работает на «передовой»

Уоррен Баффет оказался среди тех, кто задается вопросом по поводу будущего офисной работы.

В прошлую субботу 89-летний председатель правления и исполнительный директор Berkshire Hathaway Inc., который в течение многих лет, выступал против практики раздувания штата в компаниях, заявил о том, что пандемия коронавируса может надолго изменить привычный формат работы. Так, в течение тех нескольких недель, когда все офисы были закрыты, а города находились на карантине, миллионы людей работали дистанционно.

«Спрос и предложения на офисные помещения изменится кардинально. Множество людей осознали, что могут работать из дома, как и то, что существуют другие методы ведения бизнеса, и это сильно отличается от того они знали  основываясь на опыте предыдущих пары лет. Когда мир меняется, вы просто приспосабливаетесь», — заявил он.

По словам Баффета, как и многие другие американцы, он не надевал галстук в течение семи недель. «Сейчас вопрос лишь в том, какой спортивный костюм мне нужно надеть», – пошутил он.

Свое заявление Баффет сделал в прошлую субботу во время ежегодного собрания акционеров Berkshire в Омахе, штат Небраска. Мероприятие длилось более четырех часов и привлекло внимание инвесторов со всего мира. Обычно тысячи акционеров компании принимали личное участие в таких собраниях, желая услышать мнение Баффета и его давнего делового партнера Чарли Мангера о ситуации в компании и в мире целом. Однако в этом году мероприятие проходило в режиме онлайн-трансляции без зрителей в аудитории, Мангера не было, а Баффетт отвечал на вопросы акционеров, поступавшие по электронной почте.

Большую часть своего выступления Баффет посвятил оптимистическим прогнозам в отношении долгосрочного здоровья американской экономики, используя для этого слайд-презентацию – формат, который он долгое время избегал. Также он затронул вопрос сохранения рабочих мест в компании и поделился своим мнением о программе «Защита зарплат» (PPP), призванной помочь малым предприятиям, и о том, каким в стране должно быть отношение к людям, которые являются непосредственными исполнителями различных работ.

Позиция Berkshire: Вероятность сокращений существует

В компании Berkshire, которая является конгломератом и объединяет страховую компанию Geico, железные дороги, энергетические компании и такие бренды, как Dairy Queen и See’s Candies, работает около 391 500 человек.

Несмотря на то, что на конец первого квартала сумма свободных финансовых ресурсов в Berkshire составила порядка $137,3 млрд, Баффет заявил о том, что в краткосрочной перспективе компании, вероятно, придется сократить часть персонала.

По мнению Баффета производственные предприятия Berkshire могут столкнуться с падением спроса и в этом случае «в какой-то момент могут иметь место сокращения», отметил он. Тем не менее, в долгосрочной перспективе, по его словам, компания продолжит прием сотрудников на работу.

«Думаю, через пять лет в Berkshire будет работать значительно больше людей», — говорит  Баффетт.

Сложности реализации PPP

Хотя ни одна из полностью принадлежащих Berkshire Hathaway дочерних компаний не обращалась за государственной помощью в рамках программы кредитования малых предприятий, Баффетт высоко оценил предпринимаемые правительством усилия.

Программа «Защита зарплат», в рамках которой предприятиям с количеством сотрудников до 500 человек предоставляется финансовая поддержка в обмен на сохранение рабочих мест – это «очень хорошая идея», считает Баффет.

Программа вызвала резкую критику со стороны малых предприятий, которые не сумели получить такой кредит, а также со стороны ряда публичных компаний, которые получили эти деньги, но вернули их назад. Баффетт заявил, что высоко ценит оперативность Конгресса и правительства.

«Очевидно, что этим всем сложно управлять. Должно быть, это сущий ад. Нелегко запускать столь невероятно огромные программы. Это всегда привлекает мошенников и не все идет гладко. Но я на 100% поддерживаю заботу о тех, кто действительно пострадал от кризиса, в котором они не виноваты», — говорит он.  

«Мы даже не знаем их имен»

Отвечая на вопрос о том, что страна могла бы предпринять, чтобы обеспечить лучшие условия для работников системы здравоохранения, водителей служб доставки и работников сферы общественного питания, которые постоянно контактируют с людьми, Баффет заявил, что они заслуживают более высокой заработной платы и большего уважения.

«Они работают 24 часа в сутки, а мы даже не знаем их имен. Нам следовало бы предпринять что-то, что помогло бы этим людям», — считает инвестор. 

По словам Баффета, идеальная экономика должна позволить работникам с низкой заработной платой обеспечивать семью на доход от одной работы по 40 часов в неделю. Многие работники на «передовой» вынуждены работать в нескольких местах, а сотрудники мясокомбинатов и складов в последние недели даже не выходили на свои рабочие места, протестуя против условий труда.

«Они вносят гораздо больший вклад, чем некоторые из тех, кому просто повезло родиться в более благополучных семьях или тех счастливчиков, которые знают как обращаться с облигациями или чем-то еще. Полагаю, при нашем уровне благосостояния мы могли бы обеспечить еще более высокие стандарты заботы об этих людях, в особенности, когда наблюдается такая ситуация, как сейчас», — отмечает он. 

Хотя за последние 100 лет условия жизни для тех 20% работников, кто зарабатывал меньше всего, улучшились, «по-настоящему они стали лучше лишь для 1% тех, кто зарабатывал больше», говорит Баффетт.
 

Читайте также