«Хоронить» ОПЕК еще рано
Картель по-прежнему сохраняет свое влияние на мировом рынке нефти и американские производители сланца не в состоянии раскачать цены, пишет американское издание Bloomberg.
Ветеран среди аналитиков по нефти Дэниэль Йерджин поведал Bloomberg TV на этой неделе, что американские сланцевые компании способствуют волатильности нефтяных цен в качестве «качелей», которые их раскачивают. Многие склонны считать, что ОПЕК теряет свои позиции и не в состоянии повлиять на цены.
Со всем уважением к мнению г-на Йерджина и других сторонников данной идеи, хотелось бы не согласиться с ними по ряду факторов, пишет зарубежное издание.
ОПЕК остается единственной организацией, которая способна повлиять на нефтяные цены, намеренно снижая или увеличивая добычу. Американские производители не могут скоординировать свои действия так, как это делают участники картеля: они вынуждены ориентироваться на те цены, которые им диктует рынок.
Цены на нефть однозначно волатильные на данный момент. Цена на West Texas Intermediate (WTI), эталон американской нефти, была выше $100 за баррель в июне прошлого года. Но медленный экономический рост и увеличение производства нефти привели к снижению цены. Она пробила ниже $40 за баррель после заседания ОПЕК 4 декабря, когда объявили о том, что добыча сохранится на прежнем уровне. В последующие дни цены продолжили снижение, достигнув вчера шестилетнего минимума в $37,23. Товарно-материальные запасы в Организации экономического сотрудничества и развития ООН, поднялись до 11% с июня 2014 года, и находятся на самом высоком уровне с 1996 года.
На графике видно, что избыток нефти увеличивается
Заметьте, что последнее снижение нефтяных цен не произошло после собрания американских нефтяников в Хьюстоне. Падение произошло после заседания ОПЕК, где главный участник картеля Саудовская Аравия решила сохранить свои доли на рынке вместо того, чтобы сократить добычу и увеличить цены.
Вопрос в том, чего добивается ОПЕК?
Goldman Sachs и the Economist считают, что американские производители раскачивают цены и повышают их волатильность. До, они действительно повлияли на цены: возобновив добычу, они предотвратили тройное повышение цен ОПЕК-ом.
Но по-настоящему влиять на цены могут только страны ОПЕК. Им принадлежит огромная доля рынка, резервные мощности и низкие производственные расходы. Помимо всего этого, картель может действовать стратегически – поодиночке или сообща – повышать или снижать добычу для влияния на цены. И под все эти характеристики подходит такая страна, как Саудовская Аравия, но никак не сланцевые производители. Они слишком мелки, чтобы влиять на нефтяные цены и не играют главной роли в этом сценарии. У сланцевых производителей нет резервных мощностей, так как они всегда производят ровно столько, сколько им будет выгодно. Производственные издержки также намного выше, чем в Саудовской Аравии или Кувейте. Выражаясь на языке экономистов, сланцевые производители США не являются трендсеттерами нефтяных цен.
На графике указано падение цены на нефть марки WTI за год с декабря 2014 по декабрь 2015
Главный исполняющий директор по энергетике и устойчивому развитию Университета Калифорнии в Дэвисе Эми Джаффе (Amy Jaffe) говорит, «что Саудовская Аравия раскачивает цены». Сланцевые производители поступают более оппортунистически, чем стратегически. «Их начала накрывать волна дефолтов. Добыча сланца резко сократится в ближайшие 6 месяцев после того, как старые скважины иссякнут, а новые не будут открываться. Но они могут возобновить добычу довольно быстро, если цены восстановятся до уровня, который будет приносить им прибыль», отметила г-жа Джаффе.
ОПЕК рано «хоронить»
Но не только сланцевые производители играют музыку в оркестре мировой добычи сырья. «Попытка назвать американских нефтяников двигателями ценовых качелей имеет мировые последствия», говорит Дэвид Ливингстон, ассистент Энергетико-климатической программы Фонда Карнеги за международный мир. «Люди слышат это и автоматически интерпретируют его. Они начинают думать, что США сможет уравновесить нефтяной рынок. А это приводит к мысли о том, что ОПЕК теряет свои позиции на мировом рынке».
«Повернуться спиной к ОПЕК (недооценить его влияние, прим. Къ) было бы не самым разумным решением. Избыток всегда ядовит для любого производителя, вне зависимости это нефть или бриллианты или кокаин. Но если баланс сил сменится и избыток исчезнет, ОПЕК снова сможет поднять цены. Снижая цены, Саудовцы надеются выиграть в среднесрочной перспективе, убрав с рынка сланцевых производителей Америки», говорит Марк Чандлер, глава валютной стратегии в Brown Brothers Harriman.