Антикварная неожиданность
Рынок предметов искусства в Казахстане, вопреки мировой тенденции растет
Объем антикварного рынка Казахстана разные эксперты оценивают по-разному. Оценки эти вряд ли можно назвать согласованными. Их диапазон варьируется от $50 млн до $700 млн в год. При этом норма прибыли в антикварном бизнесе может составлять от 12,6 до 15% в год — от 1 до 3% больше общепринятой прибыли на рынках ценных бумаг.
Годовой объем мирового рынка антиквариата, по оценкам специалистов, составляет около $27 млрд. Только в Европе ежегодно проводится более сотни аукционов, выручка которых превышает $5 млрд. Объем антикварного рынка России на сегодня оценивается примерно в $200 млн в год. Эксперты прогнозируют его бурный рост и развитие в ближайшие годы.
Впрочем, во всем мире антикварный рынок является одним из самых «закрытых». Как правило, нет информации не только об именах покупателей/продавцов/контрагентов, но и о суммах легальных и нелегальных контрактов. Так, весь российский рынок старины оценивается примерно в $1,5-2 млрд, то есть объем легальных продаж составляет около 10%.
Выгодное дело
Антиквариат — такое же выгодное вложение средств, как недвижимость и ценные бумаги. Международный каталог искусства his lops сообщает, что с 1997 по 2002 годы стоимость некоторых антикварных произведений возросла на 700%. Антиквариат покупают всегда, независимо от курса валюты и экономических кризисов, поскольку всегда может найтись коллекционер, желающий и имеющий возможность купить шедевр. Впрочем, антиквариат покупают не только для увеличения капитала. Эксперты утверждают, что только 20% покупателей начинают приобретать старинные предметы, когда другие виды инвестиций перестают приносить ожидаемый доход. Около 5% покупок производят музеи. Треть покупателей составляют любители (не коллекционеры, и совершающие покупки время от времени), т.е. те, кто хочет украсить свой дом чем-нибудь необычным, также дизайнеры и декораторы.
Доходность вложений в предметы искусства на казахстанском рынке совпадает с общемировыми тенденциями. В мировой практике для оценки изменения доходности вложений в предметы искусства существует система индексов. Так, индекс Mei-Moses All Art Index, отражающий изменение цен продаж на аукционах в Нью-Йорке, показывает, что за 50 лет ежегодный рост стоимости произведений искусства составлял 12,6%. А рост индекса акций S&P 500 за то же время в годовом исчислении составил 11,7%.
Доходность вложений в антиквариат подтверждается и тем, что инвестиции в старину более надежны и ликвидны, чем в любые ценные бумаги. Текущий кризис это демонстрирует в полной мере. Безусловно, чем больше вложения делаются, тем весомее отдача.
Эксперты утверждают, что оптимальным временем инвестирования — при отсутствии форс-мажорных обстоятельств — является примерно один-два года. При грамотном распределении средств и определении рисков, данный подход может обеспечить «дивиденды» в размере 20-30%.
Нынче в моде вино, русские и конспирация
Согласно исследованию, проведенному аналитической компанией Art Market Research, в настоящее время наиболее перспективными вложениями в антикварный рынок являются покупка марочных вин «Бордо» и приобретение произведений русских художников начала XX века, цена на которые за последние 5 лет выросла на 30%.
Тем не менее, пока антикварный рынок Казахстана невозможно назвать достаточно надежным. Эксперты утверждают, что этот статус он сможет получить не раньше, чем он приблизится к мировым стандартам прозрачности, ликвидности и доступности. Пока же казахстанский антикварный рынок отличается «конспиративным» стилем отношений, а также недостаточным количеством представленных на нем предметов. Но, как говорится, лиха беда начало. Многие специалисты выражают нешуточную надежду на то, что в Казахстане еще будут проводиться настоящие антикварные аукционы.
Как уже отмечалось, интерес к антиквариату может быть вызван двумя причинами. Первая — любовь к истории, старине и, как следствие, старым вещам, несущим на себе отпечаток прошедших веков. Вторая — их приобретение является хорошим способом вложения денег. Как правило, у человека присутствуют оба данных мотива, когда он решает заняться покупкой предметов старины. Но для этого нужно обладать не только интересом, но и определенными знаниями.
Согласно определению, антиквариат — это старые и редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства. Центральным признаком, конечно же, является категория старости, и она должна присутствовать всегда. Ведь вещь становится антикварной в первую очередь благодаря времени и истории. Очень важна также художественная ценность предмета: это как раз та характеристика, которая, по выражению специалистов, позволяет вещи «отражать дух эпохи». Чтобы попасть в разряд раритетов, в предмете обязательно должна быть изюминка, художественная индивидуальность или какая-либо историческая особенность.
Как отмечает известный казахстанский антиквар Азат Акимбек, антикварный бизнес в Казахстане начал формироваться приблизительно в конце 80-х годов, с того момента, как искусство стало товаром, а его эстетическая ценность вплотную приблизилась к коммерческой стоимости.
Ситуация на казахстанском антикварном рынке на сегодня такова. Возрастает спрос на русскую классическую живопись и национальное искусство. Сильно растут в цене предметы, связанные с историческими личностями и событиями, в том числе и советской эпохи. Азат Акимбек утверждает, что огромный ценовой потенциал имеется у живописи немногим младше 50 лет — «законного антикварного» возраста. Сейчас она относится не к самой дорогостоящей категории, но спрос на нее с течением времени будет только возрастать.
Эксперты отмечают также удобство и эффективность вложений в нумизматику: старинные монеты, пожалуй, самый компактный, выгодный и «близкий по духу» способ инвестирования. «Настоящие деньги, вложенные в бывшие деньги и делающие будущие и еще большие деньги», — эта современная формула понятна и привлекательна для многих.
Весьма ходовым товаром стала также старинная посуда в основном известных марок: майсенский фарфор, русский фарфор, богемское стекло и тому подобные сервизы и отдельные предметы, в том числе золотые и серебряные, от графинов и подносов до столовых приборов. По мнению специалистов, особое место среди антиквариата сегодня занимают книги. Поскольку, с точки зрения ценителей, обладают, помимо базовых примет антиквариата, одним несомненным достоинством — сложностью воспроизведения, что практически исключает возможность их подделки.
Последнее обстоятельство очень актуально для казахстанского антикварного сообщества, так как институт экспертов и экспертизы предметов старины находится в лучшем случае в зачаточном состоянии.
Что день грядущий нам готовит…
Стоит отметить, что вечная проблема подделок на сегодняшний день гораздо менее актуальна, чем, скажем, пять лет назад. Более-менее сформирован круг экспертов, (например, эксперты МКААД — Международной конфедерации антикваров СНГ), сформировался круг профессиональных участников рынка, стали доступны специализированные интернет-ресурсы, адресованные инвесторам и содержащие информацию об инвестиционных рисках, связанных с конкретными антикварными работами. Все это позволяет констатировать, что в будущем рынок антиквариата станет еще более безопасным — в первую очередь для начинающих инвесторов.
Главная отличительная особенность антиквариата состоит в том, что он не имеет реальной себестоимости и, в отличие от золота, акций и нефти, не является биржевым товаром. Денежный эквивалент каждого отдельно взятого произведения может быть определен только в конкретном социально-экономическом контексте. Рецессия экономики не обрушила (да и не могла обрушить) антикварный рынок, но изменила его контекст, поставив как продавца, так и покупателя перед фактом острого несоответствия спроса и предложения.
В конце прошлого года одни эксперты прогнозировали «инвестиционный бум» мирового арт-рынка и взлет аукционных продаж, обосновывая это тем, что в период кризиса часть населения начнет вкладывать свои средства в «вечные» ценности, в то же время пессимисты предрекали ему судьбу банков, инвестиционных компаний и обвалившихся фондовых бирж. В большей или меньшей степени ни одно из этих предположений не стало реальностью. При этом ситуация изменилась кардинально. Были проданы лишь эксклюзивные, уникальнейшие произведения искусства, все прочие ценовые сегменты демонстрируют стабильный спад.
Тем временем в Казахстане
В отличие от мирового, перспективы антикварного рынка в Казахстане можно охарактеризовать словом «рост»: рост качества рынка, рост качества контрагентов, рост возможностей и ценовой рост. Заметно, что в активный рыночный оборот вводятся новые имена.
Пока же на антикварном рынке наблюдается стабильный рост цен, и эта тенденция, по прогнозам специалистов, в ближайшее время не изменится. При этом антикварный рынок становится все более дорогим, и для участия в нем требуется приличный начальный капитал. На мировых аукционах большинство покупателей не коллекционеры искусства, а инвесторы, для которых антиквариат — это выгодное вложение средств. Эта тенденция характерна и для казахстанского антикварного рынка.
Лина Бакарассова, владелец антикварного салона «Антика»
Антиквариат — очень выгодное капиталовложение потому, что эти вещи проверены временем, они котируются во всем мире. Если определенная вещь прошла по аукциону, она уже не может иметь стоимости ниже аукционной, только выше или, в крайнем случае, остается на том же уровне.
Стоимость вещи определяется аукционом — в основном, общемировыми — Сотбис и Кристис. Но в каждой стране есть внешний и внутренний рынок антиквариата. Вообще, в любой стране внутренний рынок — это то, что производилось испокон веков, что всегда ценится. В России — русская живопись и все, что с Россией связано, в Казахстане — золотые монеты. На данный момент очень популярна казахстанская живопись: Хлудов, Кастеев, и уже наши пятидесятники, шестидесятники. Это внутренний рынок, который всегда будет цениться, и чем больше поколений будет проходить, тем они будут ценнее. Естественно, ценятся вещи мастеровые, клейменые. Также высоко ценятся малотиражные редкие книги.
Из вещей очень любят все клейменые вещи — российские, европейские. В основном серебро. Есть в Казахстане у людей и Фаберже, приобретенные на Кристис и Сотбис. И на внутреннем рынке есть, только очень дорогие! Это единичные вещи, может одна вилочка или бонбоньерка, но, допустим, самовара Фаберже нет. На аукционе во Франции был представлен самовар в виде головы Ильи Муромца работы Карла Фаберже.
Прикладное казахстанское искусство — обязательно будет нечто такое, что будет потом предметом нашей эпохи. Потому что казахстанский народ — это великие люди, вот с такой широченной душой, что отражается на прикладном искусстве: в живописи, скульптуре, украшениях. Это все нужно пропагандировать!
Что касается денежной стоимости антикварных покупок в год в Казахстане, сказать трудно. Однако отличительной и выгодной особенностью антикварного бизнеса является то, что в этом бизнесе нет риска остатков. Даже если вещи не продаются, они только набирают свою цену.
У нас в Казахстане проводилось несколько аукционов, например, «Жаухар», по голландской системе — на повышение. С объемами пока слабовато. Наш клиент еще не созрел до этого, для аукционов на повышение — не хотят афишировать приобретения, не так много хороших лотов. Любой бизнесмен знает, что вещь стоит в салоне, и отказывается покупать ее на аукционе по потолочным ценам.
Сейчас хорошо набирает обороты интернет-сектор. Интернет — это просто наше спасение, это прозрачный бизнес и ориентир, еще один маркетинговый канал, правда, имеет и свой подвох. Предметы антиквариата, выставленные на интернет-аукционах, сайтах антикварных салонов, зачастую только копии, выполненные под старину, а то и банальные подделки.
Казахстанский антикварный бизнес так слабо развит потому, что слаба экономика. Сильная экономика возносит культуру, и уже вслед за возросшей культурой идет потребность покупать красивое и вечное. Чем выше культура человека, тем более его тянет к красивым совершенным вещам, и он за такие вещи готов отдавать большие деньги. Когда у нас экономика поднимается, люди тянутся к искусству. Раньше, например, у нас любили брать полотна неизвестных и малоизвестных живописцев голландской школы. Они абсолютно недороги за границей, максимум 1000 евро. У нас умудрялись делать из этого ажиотаж. На сегодняшний день очень любят русскую живопись в качестве капиталовложений и в качестве какой-то стабильности.
Наш антикварный бизнес не пострадал от кризиса. Сейчас в сознании хаос. Ни один банкир не может ответить, в чем держать деньги: на депозите, в тенге, в долларах, евро, может быть в китайских юанях? Поэтому к нам приходят люди и говорят: я теряюсь, в чем держать деньги, лучше я куплю антиквариат, он ликвиден, даже если общемировая валюта поменяется и станет какой-нибудь единый рубль в СНГ.
Объем бизнеса не упал. Коллекционеры, как покупали для себя, так и продолжают покупать. Сейчас, например, среди бизнесменов считается хорошим тоном антикварные подарки. Мы всегда индивидуально подходим к этому сегменту. Говорим: опишите даруемого, кто он по знаку зодиака, вплоть до гороскопа. Мы работаем так, чтобы человек потом вернулся.