Сколько дивидендов выплатили «дочки» «Самрук-Казыны» в 2021 году
Портфельные компании ФНБ «Самрук-Казына» по итогам пандемийного 2020 года увеличили выплату дивидендов на 22% по сравнению с 2019-м. Большая часть выплат (64%) пришлась на горнодобывающие компании – «Казатомпром» и «Тау-Кен Самрук».
Портфельные компании ФНБ «Самрук-Казына» в 2021 году выплатили 307,9 млрд тенге дивидендов, из которых фонд получил 161 млрд тенге («Самрук-Казына» не во всех компаниях владеет 100%-ной долей, поэтому получает не полную сумму дивидендов).
В эти расчеты не попал КОРЭМ, который на момент выхода материала не опубликовал отчетность по итогам 2020 года. Чистую прибыль получили 10 из оставшихся 14 компаний, дивиденды выплатили семь из них.
Сам Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» пока не выплачивал правительству дивиденды за 2020 год.
Кто сколько заплатил
Большая часть дивидендных выплат в этом году пришлась на национальную атомную компанию «Казатомпром». Предприятие выплатило акционерам около 150 млрд тенге, или 68% своей консолидированной чистой прибыли. В этом году компания увеличила объем дивидендных выплат в соответствии с новой дивидендной политикой (принята в мае 2021-го). Отныне в расчете свободного денежного потока (FCF) учитываются поступления от реализации или приобретения пакетов акций, а также дивиденды от совместных предприятий и ассоциированных организаций, распределяемые после годового общего собрания акционеров. Раньше эти доходы в расчете FCF не учитывались.
В 2020 году «Казатомпром» увеличил выручку на 17%, а прибыль – на 4%. Акционеры компании (25% акций торгуются на бирже) высоко оценивают дальнейшие перспективы роста – бумаги «Казатомпрома» на LSE с начала года выросли на 86%.
Горнодобывающая «Тау-Кен Самрук» выделила на дивиденды 63% чистой прибыли – 45,5 млрд тенге. По сравнению с 2019 годом чистый доход компании вырос вдвое за счет увеличения долевого дохода от «Казцинка», роста валовой прибыли аффинажного завода «Тау-Кен Алтын», а также за счет снижения общих и административных расходов.
KEGOC направил на дивиденды 74% чистой прибыли, «Самрук-Энерго» – 40%. Обеим компаниям в 2020 году удалось увеличить свою чистую прибыль на 31 и 15% соответственно.
По 29% от чистой прибыли на дивиденды пустили «КазМунайГаз» и «Казахтелеком» – первая и четвертая «дочки» ФНБ по размеру активов. Чистая прибыль КМГ по итогам 2020 года упала в 6,7 раза в результате снижения средней цены на нефть, выручки и доходов, относящихся к доле в доходах совместных предприятий и ассоциированных компаний, а также признания обесценения стоимости активов. «Казахтелеком» же нарастил чистую прибыль на скромные 8,27% за счет роста доходов в сегменте мобильной связи.
Меньше всего на дивиденды направила девелоперская «дочка» ФНБ Samruk Kazyna Construction – 15% от чистой прибыли в размере 6,8 млрд тенге.
Кто сколько должен
В марте 2020 года Касым-Жомарт Токаев поручил нацкомпаниям выплатить до 100% чистого дохода в бюджет, чтобы сократить объем трансфертов из Нацфонда. В том же месяце кабмин принял постановление, предписывающее госорганам, владеющим долей участия в уставном капитале нацкомпаний, по итогам 2020-го и последующих годов «принять меры для направления части чистого дохода компании на выплату дивидендов в размере не менее 70% от суммы чистого дохода, отраженного в консолидированной годовой финансовой отчетности».
Несколькими месяцами позже президент заявил, что дивиденды нацкомпаний должны стать одним из источников пополнения бюджета, причем «не в качестве антикризисной меры, а на постоянной основе». «Компании государственные, поэтому полученные ими доходы являются государственными деньгами и должны поступать в государственный бюджет», – подчеркнул Токаев.
Тем не менее ФНБ «Самрук-Казына», на который приходится основной объем дивидендных поступлений в бюджет (87% по итогам 2019 года), не вносил изменения в свою дивидендную политику в отношении дочерних компаний, принятую в 2012 году. Согласно документу размер дивидендов к выплате портфельными компаниями определяется дифференцированно. На расчеты влияют два основных фактора – зрелость компаний и их финансово-экономическое состояние. Кроме того, учитываются инвестиционные расходы компании за отчетный период, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также прочие выплаты акционеру. От выплаты дивидендов освобождаются компании, получившие чистый консолидированный убыток в отчетном периоде.
В целях определения степени зрелости «Самрук-Казына» делит компании на «зрелые» и «растущие». Зрелая компания – предприятие, приносящее постоянную чистую прибыль, генерирующее стабильные денежные потоки и имеющее постоянные источники дохода. Такие компании также должны занимать устоявшуюся долю на рынке.
Растущая компания – компания, находящаяся на этапе становления. Ее деятельность характеризуется отсутствием стабильной положительной чистой прибыли или же ее наличием в объеме, недостаточном для стабильного функционирования предприятия, расширения его деятельности и увеличения его стоимости.
«Курсив» поинтересовался у фонда, какие портфельные компании входят в число зрелых, а какие – в число растущих, но ответа от ФНБ «Самрук-Казына» на момент сдачи номера в печать редакция не получила.
Платить надо больше
Счетный комитет уже не первый год критикует дивидендную политику госпредприятий, подчеркивая, что объем выплачиваемых государству дивидендов несоразмерен полученному чистому доходу.
Как говорится в заключении Счетного комитета к отчету правительства по исполнению республиканского бюджета за 2020 год, с 2015 по 2019 год отмечается положительная динамика чистого дохода субъектов квазигоссектора. За этот период показатель вырос почти вчетверо – с 527,8 млрд до 1,992 трлн тенге. Объем выплаченных в 2020 году дивидендов при этом составил всего 142,7 млрд тенге, или 7% от чистого дохода квазигоссектора.
Низкий процент выплаты дивидендов, указывают в Счетном комитете, обусловлен в том числе прочими распределениями в пользу государства – на строительство социальных объектов, зачастую с завышенной стоимостью. Так, например, ФНБ «Самрук-Казына» за последние пять лет передал на эти цели 366 млрд тенге, или 14% от чистого дохода. При этом некоторые из объектов в государственную собственность не передаются.
«Принимая во внимание задачу по повышению эффективности расходования государственных ресурсов, представляется необходимым исключить практику прочих распределений акционеру, освобождения от выплаты дивидендов и отсрочки таких платежей. Для этого потребуется установить обязательные размеры дивидендов государству в разрезе акционерных обществ и сроки их выплаты», – предлагают в комитете.
При этом социальные и другие проекты предлагается финансировать из бюджета, а неотложные проекты – за счет резерва правительства.