Каким должно стать телевидение в будущем
«Ничего не будет – ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение», — такой прогноз давал ровно сорок лет назад герой лидера советского кинопроката, фильма «Москва слезам не верит». Прогноз не сбылся полностью: кино, театр и книги, к счастью, уцелели, а телевидение заняло место в цепочке рядом с ними. И уже современные технари утверждают, что наш век – это один сплошной интернет.
Не убил, а сделал гибче
Есть разные точки зрения по поводу того, почему этот прогноз не сбылся, но в общем театр и кино в век одного сплошного телевидения, то есть в последнюю четверть 20-го века, уцелели в общественном пространстве и на рынке медиа только потому, что сумели влиться в канву телевидения. Кинофильмы изначально составляли изрядную долю телеконтента, театр с середины 80-х годов на постсоветском пространстве влился в новую реальность за счет телетрансляций.
Более того, телевидение сделало ему на постсоветском пространстве невиданную прежде рекламу: среднестатистический житель Петропавловска или Кызылорды вряд ли когда-нибудь имел шанс попасть живьем на постановку в исполнении артистов «Ленкома» или МХАТ. А так называемые телеспектакли, которые каждую неделю появлялись на телевидении, предоставляли такую возможность всем без исключения зрителям бывшей одной шестой части суши.
Кино и театр во времена телереволюции выжили, таким образом, за счет того, что сумели приспособиться к веяниям времени – и воспользовались новыми возможностями того явления, которое должно было их убить, а на самом деле принесло новую аудиторию. Немецкий философ Фридрих Ницше в свое время высказывался по поводу подобных парадоксов так: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» — и в миллениуме жить по этому принципу пришлось уже самому телевидению, потому что появился интернет.
Этот экскурс в недавнее прошлое я сделал для того, чтобы показать: история действительно развивается по спирали, на каждом новом своем витке возвращаясь в одну и ту же точку. То, что сорок лет назад телевидение делало с кино, театром и книгами, отбирая у них аудиторию, сейчас с самим телевидением делают мессенджеры и интернет-ресурсы. У них много преимуществ перед ТВ, но есть два основных: они много гибче в плане реагирования на предпочтения каждого пользователя, и они много удобнее для потребителя.
Чтобы стать таким же гибким и таким же удобным для потребителя, телевидение должно было уйти в интернет, так же, как кино и театр сорок лет назад ушли на телевидение, чтобы выжить. Под уходом в сеть подразумевается не просто открытие ресурсов отдельных телеканалов в глобальной паутине, а собрание их в единый интернет-пакет, массовая перекочевка телевидения из радиосигнала в оптоволоконный кабель, обеспечить которую могли только телеком-операторы.
Джинн из радиосигнала
То, что «Казахтелеком» с 2009 года вплотную занялся выстраиванием своей сети цифрового телевидения, не являлось каким-то казахстанским ноу-хау, по этому пути шел весь мир. Изначально крупные телекомоператоры выполняли роль передатчиков сигнала от правообладателей до небольших операторов платного телевидения по своим сетям Однако рынок IPTV, с одной стороны, становился все более широким (а значит, и финансово привлекательным), с другой – требовал значительных инвестиций в свое развитие.
Небольшие компании обеспечить эти вложения не могли, поэтому постепенно крупные телекомоператоры начали заходить в этот сегмент уже в качестве полноценных игроков. Это, повторюсь, была общемировая тенденция, и планы «Казахтелекома» на этом рынке были изначально достаточно скромными: лишь 10% рынка. Поясню, что к тому времени, как наш первый коммерческий абонент интерактивного телевидения iD TV был подключен в феврале 2009 в столице Казахстана, рынок платного телевидения республики уже активно развивался тремя крупными казахстанскими операторами Алма ТВ, Digital TV и Кателко, а также небольшими локальными операторами, и насчитывал свыше 100 игроков.
У «Казахтелекома» было два преимущества перед конкурентами – самая разветвленная сеть широкополосного доступа в стране и новейшая и самая перспективная на тот момент технология предоставления услуг платного ТВ — IPTV. Выбор технологии IPTV позволил компании за счет эффективного использования своей существующей инфраструктуры IP-сети значительно уменьшить затраты на реализацию проекта и сократить сроки ввода новой услуги, ну и самое главное — сделать ее доступной практически в каждом населенном пункте страны.
Кроме того, в качестве основной стратегии по охвату рынка мы избрали пакетирование этой услуги с услугами по ШПД и телефонии. Дополнительно к основным услугам, в расширенные пакеты стали вводиться новые сервисы, например, онлайн кинотеатры и караоке, доступные благодаря использованию технологии IPTV. В итоге к 2012 году «Казахтелеком» вошел в пятерку лидеров рынка платного телевидения страны, а к 2018 году стал лидером этого сегмента. Любопытно, что второе место и тогда, и сейчас удерживает оператор «Алма ТВ», изначально пошедший по тому же пути, что и «Казахтелеком» — наши основные конкуренты добавили в пакет с телевидением интернет и телефонию.
Пакетирование с другими услугами, таким образом, позволило телевидению остаться на плаву даже в век мессенджеров и социальных сетей. Более того, благодаря этому миксу, который позволяет снизить себестоимость каждого отдельного направления, включенного в пакет, наблюдается некий всплеск интереса к ТВ-продукту. В настоящее время АО «Казахтелеком» являемся редким оператором, самая большая доля абонентов ТВ-сегмента у которого приходится на расширенные пакеты телеканалов. Так что джинн, извлеченный нами из радиосигнала, прижился в оптоволокне достаточно благополучно.
IPTV становится «умным»
Но это не означает, что его будущее в сети абсолютно беспроблемно: мессенджеры, соцсети и интернет-ресурсы по-прежнему выигрывают у него в гибкости. Мессенджером вы можете пользоваться с любого устройства в любой географической точке, ТВ-джинн по-прежнему привязан к одному гаджету – чаще всего, к телевизору, который вы на балкон с собой не унесете. Мы эту проблему решаем путем вывода нового современного гибридного комплекса IPTV/OTT под торговой маркой «Казахтелеком ТВ+», которая позволит всем пользователям получить доступ к ТВ с любых клиентских устройств (Smart TV, планшеты, мобильные телефоны, приставки STB, персональные компьютеры и ноутбуки) с возможностью многоэкранного просмотра (multiscreen).
Эта функция позволит пользователям смотреть в одном пространстве одновременно на трех разных гаджетах телесериал, футбол и мультфильмы, не отвоевывая друг у друга место перед голубым экраном. Платформа также позволяет переключать ТВ с одного гаджета на другой по ходу программы: вы можете начать просмотр на телевизоре, а продолжить на смартфоне, если вам нужно срочно отлучиться от «ящика», позволит записывать программы практически всех 170 каналов в том случае, когда вы не успеваете к началу просмотра, а самое главное — начнет по подобию поисковиков в интернете подбирать контент по вашему вкусу.
Как показывают исследования наших маркетологов, подавляющее большинство казахстанцев сейчас регулярно просматривают 5-6 каналов из своего пакета, остальные находятся вне зоны их внимания даже в том случае, если на них демонстрируется интересующий пользователя контент. Новая же система на основе критической массы запросов хозяина сможет отслеживать аналогичные передачи и фильмы на невостребованных каналах – и подсказывать ему время и канал, на котором он может их посмотреть. Иными словами, IPTV становится «умным» телевидением – и на данный момент это основной способ его дальнейшего развития в век интернета. Потому что отвоевать зрителя у интернет-ресурса оно может только в том случае, если само станет полноценным интернет-ресурсом, со всеми его возможностями и преимуществами. Как это сделали книги, которые, минуя телевидение, сразу перешли в электронный формат, и посрамили прогноз героя фильма «Москва слезам не верит».