Ничего личного, только бизнес
Правдивая ложь, Мистер и миссис Смит и другие шпионско-любовные боевики с удовольствием смотрятся всегда. Ибо ничто так не примиряет разницу вкусов мужчины и женщины, как романтические отношения, приправленные острыми специями шпионских страстей на фоне «разлагающегося капитализма».
С каким количеством подобных фильмов нужно ознакомиться, чтобы сурово выискивать в новом фильме Тони Гилроя «Ничего личного» капельку оригинальности. Но при пристальном рассмотрении все же есть немало интересного, ради чего стоить посмотреть этот фильм. Взять хотя бы Джулию Робертс в роли офицера ЦРУ Клэр Стенвик и Клайва Оуэна в роли агента службы Рэя Коваль. Или небанальное видение режиссера, решившего представить историю любви не просто в виде шпионской интриги — с каскадом мнимых и настоящих предательств, бесконечной игрой на доверии, проверками и обменом кодовыми словами. Впервые он повстречал ее на вечеринке в американском посольстве в Дубаи. В меру хамоватый сотрудник МИ-6 со скобой на травмированной ноге отпустил пару комплиментов в ее сторону и после бурной ночи любви проснулся с сильной головной болью и отсутствием документов. Через пять лет они снова встретятся уже в Нью-Йорке. Она скажет, что не знает его, он же прорычит, что хотя и память на лица у него довольно плохая, но тех, с кем провел романтическую ночь, он не забывает никогда. В итоге станет ясно, что оба ведут странную двойную игру, работая на могущественную корпорацию, готовую платить бешенные деньги, лишь бы быть первой на рынке по производству шампуней, замороженных пицц (нужное подчеркнуть).
После первых кадров становится ясно, что Робертс с Оуэном, второй раз после «Близости» Майка Николса выходящие дуэтом, — почти идеальная для такой — истории пара: она ухитряется одновременно выглядеть трогательно и быть — железной леди-шпионом, ему, всю кинокарьеру построившему на двух выражениях лица, в паре моментов не помешало бы третье (но это, что называется, вопрос вкуса). Сюжет, регулярно отматывающийся — назад, сбивающийся на уточнения и поправки, структурой неуловимо напоминает муратовские «Короткие встречи» (сцена знакомства героев тут показана три с половиной раза, причем Робертс и Оуэн каждый раз при разных обстоятельствах и с разными интонациями произносят один и тот же текст). Все очень мило и местами очень остроумно. Но в целом Гилрой, сценарист «Борнов» (в которых по правде было все прекрасно, кроме сценариев) и постановщик неглупого «Майкла Клейтона», на поле романтической комедии выглядит немного комбайном — он придумывает смешные разговоры, но режиссирует их, как будто кладет кирпич. Для профессионального обманщика, быть каковым от него требуют обстоятельства, он слишком прямолинеен, суров и медлителен. В оригинальном прокате фильм идет под названием «Duplicity», что в переводе звучит как «Двуличность или Двойственность». Это название более полно отражает суть этой картины. Злые языки могут назвать «Ничего личного» — софт-версией «Мистер и миссис Смит», но будут неправы, и убедятся в этом, выходя из кинотеатра. Что удалось Гилрою на славу, так это филигранно закрутить сюжет. Тут черт ногу сломит, что происходит! Бывалый оперативник Рэй строит планы по тому, как обогатиться на продаже секретной технологии создания двойной пиццы, не менее опытная Клэр играет на два фронта, а иногда и вовсе не понимает, чего хочет от жизни. Гилрой профессионально подает все это действо, мастерски прописывает, строит почти театральные диалоги, венчается весь этот «кино-терамису» чудесной операторской работой (камера все-таки сумела заснять улыбку Клайва Оуэна).
Можно определить жанр как «ироничное взрослое кино», не слишком перегруженное событиями — в общем, такое легкое, ни к чему не обязывающее приятное времяпрепровождение.
И на Клайва Оуэна, и на Джулию Робертс просто приятно весь фильм смотреть, — вот и все… Приятно смотреть на созданных ими героев, на их актерскую игру… Просто смотреть, и не напрягаться, — в этом фишка. И если бы еще потягивать легкий коктейль, то можно от удовольствия замурлыкать, потому что фильм сопровождается отличной музыкальной подборкой, которая почти не замолкает.