Эксперт: Предпринимательская активность населения растет
В интервью изданию «Къ» независимый бизнес-консультант Омар Думанбаев рассказал, что такие государственные программы как «Дорожная карта бизнеса – 2020» позволяют увеличить предпринимательскую активность в стране. Эксперт считает, что государству нужно двигаться именно в этом направлении.
— Здравствуйте, Омар. Скажите, как Вы вообще оцениваете уровень предпринимательской активности в стране?
— Не скажу, что предпринимательская активность высокая до небес, но за последние 5 лет есть существенный прогресс. Естественно, немаловажную роль в этом сыграли и государственные программы. Взять хотя бы ту же программу «Дорожная карта бизнеса – 2020». Раньше люди не могли взять на открытие какой-либо точки даже пару миллионов тенге, если нет залога. Теперь это не проблема. Есть множество различных курсов, бизнес-тренингов, где популярно объяснят, как вести отчетность, какие нужно выплачивать налоги, на что нужно опираться.
— А помимо государственных программ, что еще повлияло на рост предпринимательской активности?
— Факторов множество. Один из них это то, что уходит страх создавать свой бизнес. С каждым годом мы все больше слышим, видим и узнаем в СМИ истории успеха того или иного предпринимателя. Возможно, кто-то посчитает, что это какой-то сентиментальный момент и не посчитает это важным фактором. Но на самом деле такие истории успеха очень здорово вдохновляют людей на создание бизнеса. Если мы говорим о модели B2P, то здесь немаловажен рост экономической активности. То есть с ростом возможностей потенциальных клиентов, растет и денежный оборот.
— Думаете, что государству сейчас нужно работать над предпринимательской активностью?
— Конечно, для этого и создаются все эти государственные программы. То есть расширение тех или иных организаций это отлично. Но, я считаю, что на данном этапе развития нашей страны нужно работать над открытием новых компаний, над вовлечением все большего количества людей в бизнес.
— А как вообще относитесь в государственной программе «Дорожная карта бизнеса – 2020»? Что Вы бы изменили, будь у Вас возможность?
— Отношусь положительно. Думаю, что программа позволила уже огромному количеству людей открыть или улучшить свой бизнес. Думаю, что именно достижения пользователей программы и есть показатель успешности данной программы. Изменения, наверно, коснулись бы доступности для жителей сельских местностей и тренингов в рамках этой программы.
— Как Вы считаете, насколько вообще доступна программа «Дорожная карта бизнеса – 2020»? Есть ли какая-то разница между регионами или отраслями?
— Что касается городов, то тут участником госпрограммы может стать почти каждый. Раньше нужно было искать залоговое имущество, поэтому часть потенциальных пользователей отсеивались. Сейчас таких сложностей нету. Как я уже говорил, жителям сельских регионов несколько сложнее. Им нужно постоянно ехать в ближайший город чтобы подать заявку для участия. Естественно, это создает некоторые сложности и немного затормаживает развитие проекта.
— Но сельские жители же в основном занимаются сельским хозяйством? Для них есть еще несколько государственных программ. Это разве не уравнивает положение?
— Да, у бизнесменов в сельском хозяйстве есть больший выбор, куда обратиться за финансированием. Однако, у них есть свой «набор» сложностей, с которыми не сталкиваются жители городов. Вообще, по большому счету, сегодня финансирование бизнеса не является главной сложностью для начинающих предпринимателей. Огромное количество государственных программ и грантового финансирования позволяют бизнесменам сосредоточиться на других немаловажных вещах.
— Сегодня государством активном продвигается идея кооперации в сельском хозяйстве. Насколько, как Вы думаете, это положительно скажется на отрасли в целом?
— Скажу так, у сельхозкооперации как таковой очень большой потенциал. Можно посмотреть опыт развитых стран, к примеру Австралия. Однако у нас, почему-то, пока идет не совсем так, как хотелось бы. Возможно, для этого нужно еще время.
— Насколько Казахстан сегодня интересен иностранным инвесторам?
— Естественно, государственная политика по привлечению иностранных инвестиций не проходит даром. Результаты есть, но, придя в Казахстан, зарубежные компании сталкиваются почти с теми же сложностями что и отечественные бизнесмены. В особенности это касается производственного сектора.
— Если говорить о производстве в Казахстане, то с какими сложностями сталкиваются бизнесмены? Являются ли эти сложности системными, или может они возникают с определенной периодичностью?
— Самое основное это закуп сырья для изготовления товара. У нас в стране производство еще не налажено в достаточной мере. Поэтому те вещи, из которых будет сделан товар, зачастую приходится покупать за границей. Естественно, это увеличивает конечную стоимость продукции. Бывает даже так, что отечественный продукт на прилавках магазина стоит дороже нежели иностранный. Также самая проблема касается и специальной техники.
— Не так давно на одном из бизнес-форумов озвучивалась такая проблема, когда конечная стоимость товара завышена из-за большого количества различных посредников между производителем и покупателем. Как Вы можете это прокомментировать? Действительно ли это имеет место быть?
— Да, такая проблема есть. Особенно это касается продуктов питания, товаров сельского хозяйства и вообще многих мелких производителей. Небольшие компании не могут организовать прямую продажу своего товара. Поэтому «между ними и покупателем» могут быть оптовые посредники, дистрибьютеры, розничные посредники. Думаю, с подобными сложностями лучше знакомы профильные ассоциации и сами бизнесмены.
— Бизнесмены часто жалуются, что сложно найти квалифицированных кадров. Как Вы думаете, в чем причина такого положения дел?
— В основном, с такой сложностью сталкиваются компании из регионов. Причина в том, что большое количество реально опытных и квалифицированных специалистов уезжают в Астану и Алматы. А в этих городах текучесть кадров очень высока. Помимо всего прочего, в регионах уровень заработной платы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но здесь нельзя отменять фактор низкого качества среднего и высшего образования в Казахстане. Поэтому на мой взгляд данному вопросу необходимо уделять больше внимания.
— По поводу отечественной системы образования. Бизнесмены как-то пытаются повлиять на уровень подготовки специалистов, как-то содействуют процессу обучения?
— Вообще у меня такое впечатление создается, что казахстанская система образования, а точнее образовательные учреждения, еще не осознали, насколько они нуждаются в помощи бизнеса в процессе обучения. Вместе с тем, школьники часто просто не знают, где хотят учиться, кем стать, а студенты просто не понимают, насколько в их возрасте важны практические знания. Все эти разговоры о том, что молодых специалистов не берут на работу без опыта, идут от недоверия к системе образования со стороны отечественного бизнеса.
— А что касается различных тренингов, курсов повышения квалификации и переобучения? Насколько отечественный бизнес в это вовлечен?
— Крупные компании могут себе это позволить. Некоторые даже создают целые отделы внутри своих компаний. А малый бизнес что сделает? Во-первых, у них небольшой штат. Во-вторых, небольшие доходы, а начинающие бизнесмены вообще в плюс не работают. То есть для малого бизнеса тренинги и различные курсы это зачастую роскошь. Может тут помогла бы система каких-то льгот и скидок для малого бизнеса. Но кто их будет предоставлять? Опять же государство. Или может крупный бизнес для компаний, с которыми они сотрудничают.