Какие потери несет Яндекс
В понедельник «Яндекс» сообщил, что закрыл сделку по продаже «Дзена» и «Новостей». Последний сервис компания запустила в 2000-м, на два года раньше, чем у ее «заклятого друга» Google появился аналогичный сервис. Сейчас «Яндекс» вынужден избавляться от удачных проектов из-за политической ситуации, чего не приходилось делать американскому поисковику. Как это скажется на конкуренции двух IT-звезд?
С 12 сентября действует переадресация с сайта yandex.ru, который 25 лет был главной страницей поисковика «Яндекс», на dzen.ru – новостной сервис российского государственного IT-холдинга VK. «Дзен» был передан вместе с сервисом «Яндекс.Новости» в обмен на службу доставки Delivery Club. Новая главная страница «Яндекса» теперь находится по адресу ya.ru, которая выглядит аскетично. На ней представлены лишь поисковая строка, сервис погоды, информация о пробках на дорогах и курсы валют. Вполне в стиле Google – основного конкурента российского поисковика.
Обогнали на старте
Yandex.ru был запущен в 1997 году, на год раньше Google. Аркадий Волож и Илья Сегалович смогли создать русскоязычный поисковик, который уже в 2001 году обогнал лидеров тех лет – «Рамблер» и «Апорт». С тех пор «Яндекс» упорно боролся с Google за сохранение своей доли в России, а в лучшие времена даже грозился отобрать у него часть европейского рынка.
В начале 90-х годов Волож был в гостях у своих друзей-эмигрантов в США, там изучал опыт первых стартапов в интернете, а позже вместе с Сегаловичем разобрал принципы работы AltaVista – самой быстрой поисковой системы 90-х годов, обладавшей тогда наибольшей технологической мощью. Однако инвестиционная стратегия и бизнес-модель AltaVista оказались провальными, поэтому ее место в нулевых годах занял Google, сделавший ставку не только на поиск информации в интернете, но и развитие полезных для пользователя сервисов. Этим же путем пошел и «Яндекс».
Сначала российский поисковик развивался на средства компании Аркадия Воложа по продаже компьютеров, затем в 2000 году 35,72% акций «Яндекса» было продано за $5,28 млн ru-Net Holdings. Этот фонд был специально создан UFG и Baring Vostok Capital Partners Майкла Калви, одного из самых известных инвесторов в страны СНГ. Сделка произошла в разгар краха доткомов, так что многие ее посчитали безумной. Однако Калви смог распознать потенциал «Яндекса».
Также в 2000 году «Яндекс» открыл сервисы «Почта», «Новости», «Товары», «Гуру», «Бар», «Закладки», и первые инвестиции помогли их активно развивать. Уже тогда поисковик стал позиционировать себя как портал, на котором есть все, что нужно современному человеку.
Google первые годы заметно отставал от «Яндекса». В 1998–1999 годах инвесторам трудно было заметить компанию Сергея Брина и Ларри Пейджа на фоне огромного количества «мусорных» доткомов. В начале 1999 года Брин и Пейдж предложили главе интернет-компании Excite Джорджу Беллу купить Google всего за миллион долларов, но он отказался. Excite тогда был главным новатором в интернете – компания развивала свою поисковую систему, веб-почту, обмен мгновенными сообщениями, котировки, акции и даже настраиваемую пользователем домашнюю страницу. Получив отказ, Брин и Пейдж, по сути, стали копировать эту модель.
Google запустил продажу рекламы в 1999 году, но она была только текстовой. Волож и Сегалович в 2001 году запустили контекстное размещение рекламы (без разноцветных баннеров на пол-экрана, как тогда было принято) с учетом тематики запроса пользователей. В результате через год «Яндекс» вышел на самоокупаемость, а еще через год первым в российском IT-секторе выплатил дивиденды – $100 000.
В это же время другие первопроходцы в российском IT – Ozon, Rambler, Mail – продали инвесторам мажоритарные пакеты акций, потеряв, таким образом, самостоятельность в управлении. Инвесторы, ничего не понимая в новой отрасли, совершили ряд ошибок, которые помогли «Яндексу» вырваться вперед. Также произошло в США с AltaVista и рядом других перспективных IT-компаний, основатели которых поторопились продать свои стартапы.
Основным конкурентом для «Яндекса» стал Google, который стремительно набирал вес на мировом рынке, присматриваясь и к России. Брин и Пейдж первое финансирование в $100 тыс. получили еще в августе 1998 года от Энди Бехтольшейма, одного из основателей Sun Microsystems. В 1999 году привлекли $25 млн от Kleiner Perkins, Caufield & Byers и Sequoia Capital.
Однако Google запаздывал со стартом новых сервисов: почта у него появилась только в 2004 году, «Яндекс.Новости» были запущены на два года раньше, чем Google News, «Яндекс.Пробки» – на четыре года раньше аналогичного сервиса Google в России.
Брин и Пейдж предпочитали покупать небольшие стартапы и внедрять их в свою систему сервисов. Получилось дорого и долго, однако на глобальном рынке конкурентов у них становилось все меньше и меньше, поскольку пользователи высоко ценили качество и скорость поиска Google.
Заклятые друзья
В 2004 году в ходе IPO Google выручил $1,67 млрд, рыночная капитализация компании составила более $23 млрд. «Яндекс» провел IPO на NASDAQ только в 2011 году и привлек $1,3 млрд, получив оценку свыше $8 млрд. Для локального игрока на тот момент это был фантастический показатель.
Однако долгое время соперничества между «Яндекс» и Google не было. Сказывалась специфика российского поисковика, ориентированного на морфологию русского языка. К тому же многие компании тогда активно обменивались опытом, поскольку им приходилось с нуля выстраивать общие стандарты и правила работы. Google хотел через «Яндекс» выйти на российский рынок, но Волож и Сегалович не согласились на полное поглощение, и сделка сорвалась.
Впрочем, дружеские отношения продолжались еще много лет, даже после того, как в 2005 году Google открыл представительство в Москве, самостоятельно занялся разработкой русскоязычного поисковика и стал напрямую конкурировать с российским поисковиком на его родном рынке. Так, Сергей Брин в 2007 году во время визита в Москву показывал сотрудникам «Яндекса» первые версии мобильной ОС Android, а в 2011 году он приезжал в Москву вместе с Пейджем погостить у Воложа и Сегаловича.
Все понимали, что у компаний разная «весовая категория» на мировом рынке. Аркадий Волож в одном из интервью так описал отношения с Google в нулевых годах: «Они не умрут, если не завоюют Россию, а мы умрем, если ее потеряем». По его словам, вынужденная конкуренция с Google началась только в конце нулевых годов, когда после запуска русскоязычного поисковика Google обогнал «Рамблер» и стал вытеснять «Яндекс». В 2008 году его поисковый трафик упал до 53% от общего объема в РФ. Но ситуация изменилась, когда Волож и Сегалович решили через каждые несколько месяцев обновлять алгоритмы поиска и запускать свежие проекты.
Рынок англоязычного поиска в интернете изначально был значительно больше русскоязычного. Однако компания Брина и Пейджа, развиваясь экстенсивно, по-прежнему проигрывала «Яндексу» в инновациях. Например, россияне первыми стали внедрять иконки своих сервисов для экспресс-панели браузера Opera, разработали виджеты, расширения и приложения. При этом сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Блоги» в России приобрели значительный политический вес, поскольку формировали информационную картину, основанную на предпочтениях пользователей.
В 2011 году, после IPO на NASDAQ, западные аналитики высоко оценивали шансы «Яндекса» на мировую экспансию. В 2010 году россияне отобрали у Google значительную долю поиска в Украине, и это был первый случай, когда мировой гигант уступил кому-то на локальном рынке. «Мы мечтаем поиграть в украинский сценарий где-то еще, где Google чувствует себя расслабленно», – признавался Сегалович. К началу 10-х годов «Яндекс» зарегистрировался в 150 доменах, Волож заявил о планах компании выйти на европейский рынок и занять там второе место после Google с долей около 30%.
В 2013 году «Яндекс» занял четвертое место в мире среди поисковых систем с долей 2,8%, впереди были только китайский Baidu (8,2%) и Google (65,2%). Это – наилучший результат россиян за все 25 лет, далее положение компании на мировом рынке только ухудшалось по всем направлениям.
Не хватило мобильности
В начале десятых годов «Яндекс» сделал большой промах – развивая десятки сервисов, россияне недооценили перспективы мобильных платформ. А Google сделал ставку именно на это направление. В результате к 2014 году российский поисковик фактически был вытеснен с мобильных устройств, на которые уже в то время приходилось более 50% интернет-трафика в РФ.
Годом ранее умер Илья Сегалович, которого называли «душой «Яндекса», так что Аркадий Волож был вынужден пойти на сближение с властями, чтобы сдержать натиск Google. Консультантом совета директоров «Яндекса» стал бывший глава администрации президента РФ Александр Волошин, также была создана «золотая акция» с правом консолидации в одних руках более 25% компании. Ее передали Сбербанку.
В феврале 2015 года компания подала в ФАС России 200-страничную жалобу на действия конкурента. К этому моменту в Европе уже два года шло судебное разбирательство против Google по иску ассоциации FairSearch (в нее входят такие гиганты, как Microsoft и Oracle). «Яндекс» давал на этом процессе свидетельские показания, а FairSearch поддержала его жалобу в ФАС.
Через два года «Яндекс» выиграл дело, добился равноправия на платформе Android, однако это не спасло компанию от проблем. Еще за год подачи жалобы в ФАС «Яндекс» закрыл десятки сервисов, в том числе систему поиска по блогам. Это выглядело как политическая уступка властям. Неоднократно менялись алгоритмы ранжирования и в «Яндекс.Новости», за что сервис упрекают в «смягчении» информационной картины в интересах властей. Но закрыть его Волож не решился, поскольку именно с ним во многом ассоциировался «свободный дух» компании.
В 2015 году «Яндекс» оценивался $4,6 млрд – почти на порядок меньше, чем Google ($372 млрд). Глобальное соперничество проиграно, причем в 2015–2020 годах «Яндекс» занимался тем, против чего Волож и Сегалович протестовали в начале нулевых годов, – активно скупал небольшие IT-компании, стремясь к доминированию на отечественном рынке.
Теперь россияне вынуждены догонять Google, но свой браузер «Яндекс» запустил только в 2012 году, через четыре года после появления Chrome; попытка разработки собственной оболочки Android провалилась; голосовой помощник «Алиса» появился спустя пять лет после подобной разработки Google; платежный сервис Yandex Pay стартовал через шесть лет после Google Pay; а полноценный аналог Google Docs россиянам удастся сделать только спустя 11 лет. Наиболее удачным стал сервис «Яндекс.Такси», причем благодаря сотрудничеству с Uber он вышел на мировой уровень.
С усложнением бизнеса управленческие решения в «Яндексе» стали все более хаотичными. В 2020 году он полностью продал Сберу сервис «Яндекс.Деньги», а уже через год вновь решил сделать ставку на финтех и электронную коммерцию: купил за 1,1 млрд рублей банк «Акрополь». Перед этим были провальные переговоры по объединению с «Тинькофф банком». «Все вылилось в продажу. Я не верю в эту забюрокраченную компанию и сам могу купить этот гавно-Яндекс», – эмоционально высказался Олег Тиньков после срыва сделки.
В августе 2020 года 20 российских онлайн-платформ подали против «Яндекса» заявление в ФАС России из-за доминирующего положения его сервисов в поисковой выдаче и добились выплаты в 1,5 млрд руб. в фонд продвижения российских программных продуктов. Однако настоящее проблемы появились после начала войны в Украине.
Уже полгода «Яндекс» находится на грани дефолта, приостановлены или сокращены инвестиции в новые проекты, сотрудники массово уезжают из России. С весны шли вялые переговоры только по одной сделке, которая была завершена 12 сентября, – «Яндекс» получает от государственного VK сервис доставки Delivery Club в обмен на информационные ресурсы «Дзен» и «Новости». В этот же день в Москве началась процедура банкротства российской дочки Google – она не выстояла после оборотных штрафов на общую сумму около $500 млрд, выписанных за отказ удалять недостоверную, по мнению властей, информацию о войне в Украине.
Каким теперь будет «Яндекс»? Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global, отмечает, что структура бизнес-направлений «Яндекс» в основном уже сложилась во II квартале.
«Сделка по обмену активами с VK завершает ее формирование. Основным ядром бизнеса будут направления «Поиск и реклама», «Транспорт», «Электронная коммерция». Также компания развивает сервисы частных объявлений, облачные услуги, финтех, производство техники и другое. Более 90% бизнеса сконцентрировано в России, релокация не рассматривается. Однако отдельные продукты компания будет продвигать в дружественных странах», – уверен Ващенко.
Действительно, «умные колонки» продаются в странах СНГ, фудтех-проекты продвигаются в Казахстане и Беларуси, а с этой недели и в Армении.
«Я не ожидаю широкой международной экспансии бизнеса в обозримом будущем. Рынки, на которые компания может выйти сейчас, меньше, чем домашний рынок, однако часть разработок может быть перенесена за границу», – заключает Георгий Ващенко.