Как будет развиваться отрасль «страхование жизни»?
В прошлых материалах Kursiv.kz рассказал об инвестиционном страховании и о том, что страховые полисы life-компаний в налогообложении были приравнены к банковским депозитам. Но на этом рынке есть и другие новшества.
По итогам 11 месяцев 2018 года страховые премии в отрасли «страхование жизни» увеличились на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до 75,5 млрд тенге. «Доля страховых премий, собранных по отрасли «страхование жизни», в совокупных страховых премиях составила 21,7%, на 1 декабря 2017 года – 17,3%», – говорится в официальной справке Национального банка.
В развитых странах (G7) life-страхование является одним из основных элементов обеспечения социальной защиты населения. В среднем доля премий по страхованию жизни составляет около 5% к ВВП. «В Германии, Англии и Франции доля премий по страхованию жизни составляет около 70%, а в Японии – около 80% от всех собираемых страховых премий. В Казахстане доля страховых премий по страхованию жизни менее 0,15% к ВВП, что значительно ниже среднего показателя в 1,7% на развивающихся рынках», – рассказали в Ассоциации финансистов Казахстана.
Скоро все изменится, уверены страховщики. На рост и развитие рынка повлияют не только налоговые послабления и введение инвестиционного страхования, но и другие трансформации. Так, например, с этого года life-компании должны сами перестраховывать риски по своим полисам. «Договор страхования может заключаться на срок от одного дня (нахождение пассажира в пути) до нескольких лет. При этом данный продукт предполагает выплаты в течение долгого срока, а риски передаются компаниям отрасли «общее страхование». Напомню, они заключают договоры, как правило, только на год», – разъяснил подробности заместитель председателя правления КСЖ «Nomad-Life» Аскар Шакенов.
Считается, что и инвестиции этих компаний рассчитываются не на 10–20 лет. После изменения требований Национального банка страховщики перестали передавать за рубеж риски. Так, за 11 месяцев объем страховых премий, переданных на перестрахование, составил 82,4 млрд тенге, или 23,7% от совокупного объема страховых премий. «Компаниям по общему страхованию ограничили доступ к внешним рынкам, и теперь мы сами занимаемся этим видом деятельности. Подчеркну, на рынке работает достаточное количество сильных компаний, поэтому мы готовы даже к очень существенным выплатам. Но так как риски остаются у нас, можно прогнозировать рост оборотов в этом сегменте», – пояснил спикер.
Эксперты утверждают, что изменения отразятся не только на страховщиках, но и на рынке ценных бумаг, ведь деньги от перестрахования собранных премий нужно куда-то вкладывать.
Еще одно новшество этого года: теперь клиент страховой компании, если он не согласен с суммой страхового возмещения, может обратиться к страховому омбудсману для защиты своих интересов в любом виде страхования. «Досудебное урегулирование споров играет на руку и обычным людям, и страховщикам. Эта опция уменьшит расходы на судебные издержки, создаст адекватную практику рассмотрения споров с клиентами, что в конечном итоге положительно отразится на рынке», – спрогнозировал г-н Шакенов.
Аннуитеты и депозиты – предложения страховщиков
Согласно данным ЕНПФ, за 11 месяцев прошлого года в страховые организации было переведено 22,2 млрд тенге пенсионных накоплений. Это 14% от суммы всех выплат пенсионного фонда. «Это не так много, но рынок постепенно развивается, что тоже несколько лет позволяло life-компаниям держаться на плаву», – констатировал управляющий директор АО «Халык-Life» Виталий Любимов.
«Я согласен, что аннуитеты растут медленно. Ведь теперь мужчины могут перевести накопления в страховую компанию, имея на счете 10 млн тенге, а женщины – 12 млн. За 20 лет существования пенсионной системы суммы совсем небольшие», – говорит заместитель председателя правления КСЖ «Nomad-Life».
Небольшой объем выплат страховщики объясняют неудобным администрированием, но и оно должно измениться в ближайшее время. «Планируется облегчить процедуры и перевести все в электронный формат. Если сейчас каждые два года человек может менять страховую компанию, но для этого он обязан приходить в офис, писать заявление, заключать договор, то теперь все будет в электронном виде. На сайтах заполняете формы документов, и ваши деньги работают», – рассказал Любимов.
Общая сумма пенсионных выплат из ЕНПФ за неполный год составила порядка 156 млрд тенге. Причем 32 млрд тенге (или 20%) пошло на выплаты в связи с выездом на ПМЖ за пределы Казахстана. «Еще отпугивала от этого вида страхования норма в законе, которая не давала выезжающим за рубеж получить деньги от страховой компании. Теперь в законопроекте появилась норма, которая позволяет это делать, и люди знают, что при выезде за границу они получат все сполна», – отметил управляющий директор АО «Халык-Life».
В ноябре и декабре на финансовом рынке курсировали слухи, что life-компании смогут управлять пенсионным активами наподобие КУПА (компания по управлению пенсионными активами). Напомним, в марте прошлого года Aviva Investors, крупнейшая инвестиционная компания мира, получила мандат на $220 млн ЕНПФ. Позже надзорный орган объявил еще несколько тендеров по поиску аналогичных структур. «Мы отправляли инвестиционные предложения Национальному банку, где просили рассмотреть возможность по инвестированию, но решение пока не принято, поэтому говорить о передаче нам активов из ЕНПФ нельзя», – подчеркнул Аскар Шакенов.
Это не единственное предложение страховщиков Нацбанку. Государственная образовательная накопительная система работает в Казахстане с 2013 года. Этот проект предоставляет возможность копить средства на обучение на специальных депозитах. Вклады помимо банковского вознаграждения (до 14%) премируются государством (5 и 7% годовых). В совокупности доходность сбережений достигает 21%. «Среди особенностей данных вкладов можно перечислить: период начисления премии государства – до 20 лет; премия государства как вид дохода не подлежит налогообложению. Но при таких плюсах в систему вошло очень мало людей!» – поделился подробностями заместитель председателя правления КСЖ «Nomad-Life».
Конечно, 20-летние вклады для рынка Казахстана – нонсенс. Возможно, поэтому банки не спешат рекламировать этот проект. «Долгосрочные программы – это хлеб компаний по страхованию жизни. Мы можем в нее включить риск смерти родителей, предложить массу опций для людей, что повысит привлекательность продукта. Сейчас КСЖ разрабатывают официальное предложение, и в скором времени оно будет направлено регулятору», – пообещал управляющий директор АО «Халык-Life».
Информированные источники в беседе с «Къ» сообщили, что представители Нацбанка заинтересовались этим проектом страховщиков.
Вообще, активность life-компании объяснить достаточно просто: финансисты готовятся к приходу на рынок иностранных страховых компаний. «Конкуренция будет усиливаться еще большими темпами, поэтому перед местными компаниями по страхованию жизни стоит большой вызов. Мы должны в короткие строки создать сильный рынок с устойчивой структурой, хорошими продуктами и донести до населения преимущества страхования и инвестиций», – заключил Аскар Шакенов.