Карабахский дым: позиция Астаны
Новый конфликт в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией вызвал резкий всплеск споров о действиях Астаны, в случае, если обострившаяся ситуация приведет к военному вмешательству третьих стран. Казахстан состоит в двух международных организациях – Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также имеет сильную политико-экономическую интеграцию с Россией. То есть изначальная политическая ставка на взаимопомощь может не сыграть.
В минувшие выходные новости о локальных боевых действиях в Нагорном Карабахе позволили говорить о дестабилизации мирной обстановки на территории СНГ многим военным экспертам. МИД Казахстана в рамках дипломатической активности практически сразу же официально выразило озабоченность действиями воюющих сторон, призвав к мирному урегулированию разногласий.
В полдень 5 апреля представители Азербайджана и Армении объявили о достижении перемирия. Этому решению предшествовали переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ в Вене, а также телефонные переговоры президентов России, Азербайджана и Армении.
С первых дней конфликта свою озабоченность также озвучили в секретариате Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членом которой также является и Казахстан. 3 апреля состоялись телефонные переговоры Генсека ОДКБ Николая Бордюжи с министрами иностранных дел и обороны Армении Эдвардом Налбандяном и Сейраном Оганисяном соответственно.
«Секретариат ОДКБ очень внимательно отслеживает ситуацию, которая сложилась на линии соприкосновения. Позиция государств – членов ОДКБ по этому вопросу заявлена много раз: прекращение огня и мирное решение нагорно-карабахского конфликта, а его продолжение чревато дестабилизацией ситуации во всем Кавказском регионе. Ясно одно: всем нужен только мир», – приводят в ОДКБ заявление Николая Бордюжи.
В военном блоке также подчеркнули, что конфликт может быть решен только политическим путем и в рамках действующих механизмов. В МИД Казахстана также заняли нейтральную позицию, призвав стороны к поиску компромиссов и нахождению мирных путей в разрешении конфликта.
Несмотря на прекращение острой фазы противостояния сторон, риск нового витка напряженности сохраняет геополитические риски перед Казахстаном. Страна наравне с Арменией участвует в двух ключевых интеграционных объединениях на постсоветском пространстве – Евразийском экономическом союзе и ОДКБ, что накладывает определенные обязательства. Однако, несмотря на членство в ЕЭС, в части торговых взаимоотношений Азербайджан представляет для Казахстана куда более важного партнера.
К слову, объем товарооборота между странами по итогам 2015 года составил $125 млн. Причем в структуре торговли 87% приходится на экспорт в Азербайджан, который в большей степени закупает железнодорожные локомотивы ($21 млн), нефть и пшеницу (по $19 млн). Тогда как товарооборот Казахстана с Арменией за аналогичный период не превысил и $5 млн.
Закавказье – экономически важный регион не только для СНГ, но и для ряда других стран, считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Если разгорится «большая война» на Кавказе, то у Евросоюза, например, сорвется проект очередного газопровода, который на Западе называют «Трансадриатическим». Планировалось, что этот газопровод, в котором чиновники из Брюсселя видят альтернативу российскому «Южному потоку», будет заполняться азербайджанским газом с месторождения «Шах-Дениз», – отмечает аналитик.
Соответственно, дальнейшая эскалация конфликта и его перерастание в «большую войну», по ее мнению, поставит под сомнение, если не подорвет, позиции Азербайджана, как надежного поставщика газа.
«Есть Турция, которая всегда поддерживала Азербайджан. Однако она пока не заявляет о готовности оказать военную помощь самостоятельно, без участия НАТО. Отчасти это связано с собственными внутриполитическими и межнациональными проблемами. В НАТО пока также не горят желанием заниматься Карабахом», – уточняет Наталья Мильчакова.
Президент Ассоциации политических исследований Есенжол Алияров в беседе с «Къ» отметил, что главенствующую роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе должны занять международные структуры, поскольку противостояние затрагивает основополагающие принципы ООН.
«Печалит, что ситуация в зоне карабахаского конфликта вновь ухудшилась. Это противостояние тянется с 1988 года, и даже участие международных организаций пока не смогло уладить противоречия. Вообще нарушение целостности государства, передел его территорий – это больная тема. Такое оставлять без внимания, а тем более поощрять, никак нельзя. Ведь это прецедент для подобных ситуаций в ряде других стран. Например, война в Косово или Южно-Осетинский вооруженный конфликт».
При этом политолог выразил опасение, что к размораживанию конфликта может быть причастна третья заинтересованная сторона. И в таком ракурсе, добавляет он, это несет для Казахстана «неприятный и темный оттенок».
Политолог Расул Жумалы в свою очередь полагает, что в случае «большой войны» Армении и Азербайджану стоит надеяться только на себя.
«Российские войска в Армении не имеют права входить в зону конфликта. Причина – участие России в Минской группе (МГ), и подобные решения должны приниматься в формате МГ. Тем более, даже гипотетически вмешаться в конфликт не в состоянии ОДКБ. Помимо внутренней рыхлости этой структуры, она всегда исходила из принципа, что Нагорный Карабах – часть территории Азербайджана. Соответственно, гарантии безопасности Армении никак не могут распространяться на оккупированный ею регион», – пишет он в статье «Пламя над Карабахом» для exclusive.kz.
Политолог Досым Сатпаев со своей стороны указал на риски чрезмерной военно-политической интеграции Казахстана с более сильным геополитическим игроком. Это, на его взгляд, в перспективе грозит риском втягивания в чужой конфликт.
Детали
2 апреля Армения и Азербайджан обвинили друг друга в нарушении перемирия на линии соприкосновения. Оборонные ведомства стран передают о потерях с обеих сторон, а также среди гражданского населения. Министерство обороны Азербайджана сообщило, что с 5 апреля вводится режим прекращения огня по договоренности обеих сторон. Обговариваются детали соглашения.