Минфин предложил свой формат для онлайн-таксистов и доставщиков
Правительство РК выработало подход к налоговому администрированию деятельности физических лиц, оказывающих услуги посредством интернет-платформ. Проект правил пилотного проекта был опубликован Министерством финансов РК 18 октября и находился на обсуждении последние две недели.
Спецрежимом по шабашке
Интернет-платформы, о которых идет речь в пилотном проекте, – сервисы доставки и такси, бум которых пришелся на ковидный период и продолжается сейчас. Емкость рынка сервисов доставки в РК оценить сложно из-за того, что участники рынка (в основном это доставка готовой еды или продуктов) не разделяют выручку за услугу доставки и стоимость заказанных продуктов. В 2021 году в Республиканской ассоциации служб такси оценивали емкость этого рынка в 121 млрд тенге.
По данным БНС АСПР РК, в 2021 году два сектора, где действуют в том числе и данные сервисы – «транспорт и складирование», «информация и связь» (сюда относятся курьерские услуги), – формировали до 3,3% ВВП теневой экономики; в текущих ценах это 2,8 трлн тенге. Для сравнения: совокупная выручка нацкомпаний КТЖ и «Казахтелеком» по итогам прошлого года в 1,5 раза меньше данной суммы.
Участниками проекта являются сами операторы платформ, исполнители – физлица, оказывающие услуги, органы госдоходов, Минтруда и соцзащиты населения РК, а также госкорпорация «Правительство для граждан». Длительность пилотного проекта – 13 месяцев: с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Механизм «пилота» предполагает формализацию деятельности операторов и исполнителей. Оператор становится налоговым агентом, который удерживает и перечисляет в органы госдоходов индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления и взносы на обязательное медицинское страхование.
Исполнитель регистрируется на платформе, при этом, проходя биометрическую идентификацию (через Digital ID), предоставляет согласие на участие в пилотном проекте, а также регистрируется через систему «Е-лицензирование» как индивидуальный предприниматель, работающий по спецрежиму, и дает согласие на то, чтобы оператор удерживал и перечислял ИПН и соцплатежи.
Условия, которые предоставляются в рамках «пилота», достаточно комфортны. ИПН исчисляется как 1% от полученного исполнителем дохода, объектом исчисления пенсионных взносов и соцотчислений является одна минимальная зарплата, а взносов по медстрахованию – размер дохода в 1,4 минимальной зарплаты.
Схема достаточно проста для исполнителя, оператору придется сложнее. Налоговые платежи и обязательные взносы должны быть внесены до 25-го числа месяца, следующего за месяцем получения доходов. Деньги вносятся на счет «Правительства для граждан» одним электронным платежным поручением (формат МТ-102) с приложением списка исполнителей и указанием сумм платежей по каждому из них.
В обязанности интернет-платформы также входит выдача чеков заказчикам услуг и ведение учета доходов исполнителей по чекам. В том числе и для этого их системы должны быть интегрированы с государственным мобильным приложением E-Salyq Business. Еще одна обязанность оператора – предоставлять госорганам по запросу отчетность по налоговым обязательствам исполнителей.
Выходи, потом разберемся
При всей сбалансированности возможностей и ответственности, которые предоставляются участникам пилотного проекта, до идеальной схемы win-win в случае с регулированием интернет-платформ представленной модели далеко.
Однозначный победитель один – государство в лице органов доходов. Оно рассчитывает получить дополнительные налоговые поступления от достаточно крупного сегмента ненаблюдаемой экономики, и, вероятнее всего, получит если не все, на что рассчитывает, то значимый объем.
Следует отметить, что к этому пилотному проекту в госорганах подготовились основательнее. Например, подготовили инфраструктуру в виде E-Salyq Business – приложение начало работать с начала этого года. «Функционал приложения позволяет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, выбрать и сменить налоговый режим, выдавать чеки, формировать реестр доходов и вести учет доходов работников для автоматического расчета приложением обязательств по налогам и социальным платежам и заполнения соответствующих строк упрощенной декларации», – отмечали в КГД при запуске приложения.
Для исполнителей эта схема станет выбором из двух зол меньшего: теневую деятельность теперь придется регистрировать, доходом – делиться, однако не особенно тратя время на налоговый учет.
Сложности с этой составляющей деятельности зачастую являются более важным сдерживающим «выход на свет» фактором, чем нежелание делиться заработанным с государством.
Больше хлопот появляется у операторов – интернет-платформ. Как и работодатели, действующие по трудовым договорам, они становятся источником обложения и несут соответствующую ответственность. Подписываясь на участие, оператор де-факто не может расторгнуть соглашение до завершения проекта, поскольку оно заключается на весь срок «пилота». Согласно условиям соглашения между КГД и оператором, выход из проекта возможен только в случае проведения в отношении оператора процедур реабилитации или банкротства, ликвидации, реорганизации путем слияния, присоединения, разделения и выделения, «а также досрочно по соглашению сторон».
По целям, задачам и методам нынешний «пилот» напоминает внедренный с 2018 года единый совокупный платеж (ЕСП). Как и тогда, основная цель государства в лице органов госдоходов – не столько получить дополнительные налоги, сколько приучить экономических агентов, работающих в теневом секторе, к официальной деятельности. Привить культуру уплаты налогов в тех сферах, где это исторически считалось невозможным.
Этому способствуют и низкие пороги входа в проект, и скромные ставки налогов и обязательных платежей. И если на тактическом уровне кажется, что «пилот» с онлайн-платформами – не самое эффективное начинание (учитывая затраты ресурсов и вероятные краткосрочные результаты), его успех крайне важен для госфинансов стратегически.
Как в компаниях-агрегаторах относятся к предложениям минфина
В пресс-службе «Яндекс Go» отметили, что техническая реализация решения, когда онлайн-сервисы становятся налоговыми агентами «платформенных занятых», – это трудоемкий процесс. Проблема в том, что интегрируется большое количество государственных и частных сервисов.
«Тем не менее «Яндекс Go» и профильные ведомства уже начали работать в этом направлении, – сообщили в компании. – Мы убеждены, что инициатива полезна и имеет долгосрочный позитивный социальный эффект».
«Курьеры открывают ИП и работают с нами как предприниматели» – так описала схему сотрудничества с курьерами PR-директор Chocofamily Сания Серикова.
При таком раскладе компания не может выступать налоговым агентом другого предпринимателя. Поэтому курьеры сами перечисляют в бюджет налоги и иные обязательные платежи.
«Однако мы поддерживаем этот законопроект, потому что это большой сектор экономики, который сейчас слабо регулируется, – объяснила позицию агрегатора Серикова. – Давно пора выводить из тени этот сегмент».
Она отметила, что не все курьеры, таксисты и другие самозанятые работают через ИП, потому что это сложно. Сейчас компания ждет, когда будут предложены механики от государства по упрощению процедур.
«Мы уже неоднократно говорили, что нужен более простой вид занятости для наших курьеров, чем открытие/закрытие ИП, заполнение налоговых отчетов и оплата различных платежей, которые отличаются по суммам, по срокам и так далее», – сказала PR-директор.
С точки зрения технической реализации проекта (платформа становится налоговым агентом) больших объемов работы компания не предвидит.
«Просто появятся дополнительные операции, – добавила Сания Серикова. – Важно то, как государство будет двигаться навстречу компаниям-агрегаторам и самозанятым для упрощения взаимодействия с налоговыми органами».
Glovo начал сотрудничать с Министерством труда РК в реализации пилотной программы по внедрению нового законодательства. «Мы поддерживаем инициативу внесения изменений в Налоговый кодекс. Предлагаемая система достаточно прогрессивна», – высказал свое мнение Карим Богуспаев, генеральный менеджер Glovo в Центральной Азии.
Он акцентировал внимание на том, что внедрение нового законодательства требует синхронизации процессов и массива данных между государственными органами и компаниями. «Уверены, что здесь государство настроит все процессы и переход пройдет максимально органично», – надеется Богуспаев.