ЕАБР: Таможенный кодекс — результат компромиссов

Опубликовано
Новый Таможенный кодекс ЕврАзЭС закрепляет основные принципы таможенного администрирования в ЕАЭС и упрощает его механизмы

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не так давно подписал новый Таможенный кодекс ЕврАзЭС, в связи с чем директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров прокомментировал некоторые аспекты этого кодекса.

Проект Таможенного кодекса ЕАЭС в конце прошлого года стал частью российско-белорусского политического процесса, в результате чего договоренности по нему удалось достичь лишь сейчас. Между тем, это вовсе не политический документ – он касается таможенного администрирования. Разрабатывался он долго и сложно, хотя необходимость минимальной кодификации сотни документов, посвященных управлению таможенных процессов, что называется, назрела. В ходе обсуждения стороны высказали около 1,5 тысяч замечаний, а для решения всех противоречий понадобился диалог на уровне Премьер-министров и Президентов.

По большому счету своей основной цели ТК отвечает – он закрепляет основные принципы таможенного администрирования в ЕАЭС и упрощает его механизмы. Участникам внешнеэкономической деятельности это должно принести ряд практических плюсов. Вместе с тем, сохранилось немало отсылок к национальному законодательству.

Из плюсов нового Таможенного кодекса ЕАЭС:

Электронное таможенное декларирование. ТК ЕАЭС утверждает приоритет электронного таможенного декларирования над бумажным, определяя, что таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, только в ряде случаев допускается использование традиционной формы, например, при помещении товаров под процедуру таможенного транзита, при перемещении товаров для личного пользования и др.

Автоматическое совершение операций. Отдельные таможенные операции могут совершаться посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц. Таким же образом может проводиться таможенный контроль. Если в рамках проверки конкретной таможенной декларации система управления рисками не сработает, а решение о выпуске будет принято в автоматическом режиме, время таможенного оформления будет сведено всего к нескольким минутам.

Сокращение сроков выпуска товаров. В ТК ЕАЭС существенно сокращены сроки выпуска товаров, с одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары, до четырех часов. Однако остается возможность продления срока выпуска товаров до 10 рабочих дней в тех случаях, когда это необходимо для проведения таможенного контроля или завершения начатых форм таможенного контроля.

Институт уполномоченных экономических операторов. Этот институт относится к совершенно новым явлениям. Уполномоченный экономический оператор – хорошо себя зарекомендовавшая организация, которой предоставляется возможность вести внешнеэкономическую деятельность по упрощенным таможенным процедурам. Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты, а таможня сможет сконцентрироваться на тех направлениях, где есть реальная опасность.

Механизм «единого окна». В проекте нового кодекса заложены правовые основы для использования механизма "единого окна" при совершении таможенных операций, позволяющего ускорить оформление документов. Суть его в том, что участник ВЭД однократно представляет документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал, а дальше все заинтересованные госорганы "достают" нужный документ самостоятельно. Например, проект содержит норму, согласно которой документы или сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если такие сведения могут быть получены из информационных систем таможенных и других государственных органов в рамках информационного взаимодействия.

Вместе с тем, ради достижения компромисса сохранен принцип резидентства, согласно которому декларант может подавать декларацию на товары таможенным органам только своей страны, а не всех стран-участниц ЕАЭС. Изначальной идеей была отмена этого принципа. Это означало бы, что резидент страны ЕАЭС сможет осуществлять таможенный выпуск товаров в любом государстве Союза. Однако, в итоге значительная часть полномочий по таможенному регулированию осталась на национальном уровне. Есть и другие «продукты компромисса». Сохранены изъятия по двум российским ОЭЗ – Калининградской и Магаданской. Введена возможность магазинов беспошлинной торговли внутри Союза.

Читайте также