Куда Казахстан будет экспортировать зерно

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
У грузоотправителей отмечаются сложности с отправкой в Узбекистан и Китай

В этом сезоне общая уборочная площадь по республике составила 15,8 млн гектаров. Как сообщили «Курсив» в министерстве сельского хозяйства, по предварительным данным всего было намолочено 20,8 млн тонн зерна (годом ранее – 19,7 млн тонн) при средней урожайности 13,2 ц/га. Полученные объемы производства зерновых и зернобобовых культур, полагают в МСХ, позволят полностью обеспечить внутреннюю потребность страны и реализовать экспортный потенциал пшеницы в текущем маркетинговом году (с 1 июля 2020 года по 30 июня 2021 года включительно) с учетом муки в зерновом эквиваленте в объеме 7,5-8 млн тонн. В 2019/2020 маркетинговом году Казахстан экспортировал 7 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте, а также 1,5 млн тонн других зерновых, в том числе 1,4 млн тонн ячменя.

За первые четыре месяца маркетингового года (июль-октябрь), по данным МСХ, Казахстан уже экспортировал 2,7 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте, в том числе 1,9 млн тонн пшеницы и 701 тыс. тонн муки в зерновом эквиваленте. За первые четыре месяца прошлого маркетингового года из Казахстана было вывезено 2,617 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте, в том числе 1,6 млн тонн пшеницы и 628 тыс. тонн муки в зерновом эквиваленте.

Экспорт других зерновых (ячмень, овес, кукуруза, рис, гречиха, просо и т.д.) за четыре месяца маркетингового года составил 98 тыс. тонн, в том числе 76 тыс. тонн ячменя, импортированные Ираном.

Большая часть пшеницы и пшеничной муки в этом году, как и прежде, реализована в страны Центральной Азии: 1,293 млн тонн отгрузили в Узбекистан, 406 тыс. тонн – в Таджикистан. Объемы продаж в Кыргызстан и Туркменистан намного скромнее – 38 и 11 тыс. тонн, соответственно. В Афганистан с 1 июля вывезено уже около 593 тыс. тонн, в Китай – 194 тыс. тонн.

Прогнозы по экспорту по странам

По оценке Зернового союза Казахстана, экспорт пшеницы из нашей страны вместе с мукой в зерновом эквиваленте в текущем маркетинговом году может составить в пределах 6,7-6,8 млн тонн, что немного выше, чем в прошлом году. Традиционными направлениями экспорта станут страны Центральной Азии. 

«В первую очередь Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан. Афганистан, по нашей оценке, приобретет примерно 1,8 млн тонн пшеницы вместе с мукой в зерновом эквиваленте, что будет где-то на 300 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. Узбекистан приобретет примерно 2,7 млн тонн зерна вместе с мукой в зерновом эквиваленте, что будет примерно на 100-150 тыс. больше, чем в прошлом году», — сказал «Курсив» официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.

По прогнозам Зернового союза, Таджикистан приобретет казахстанской пшеницы в пределах 1,25-1,3 млн тонн, что будет на 100 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. Кыргызстан сократит импорт примерно в 2 раза — до 70-75 тыс. тонн пшеницы с мукой в зерновом эквиваленте. 

Россия и Казахстан делят кыргызский рынок между собой примерно поровну и эта тенденция, скорее всего, сохранится. Что касается Китая, то он, по прогнозам Зернового союза, нарастит импорт казахстанской пшеницы на 50 тыс. тонн – до 400 тыс. тонн.

«Из прочих стран можно также выделить Россию, которая является традиционным покупателем нашей твердой пшеницы. Ее экспорт мы оцениваем в пределах 200 тыс. тонн, что будет меньше, чем в прошлом году, примерно на 100 тыс. тонн. Что касается других стран, то они приобретут в пределах 300 тыс. тонн пшеницы, что примерно на 50 тыс. тонн меньше, чем в прошлом сезоне», — сообщил Карабанов.

Что мешает экспорту казахстанского зерна

Экспорт казахстанского зерна сдерживается нередкими ограничениями на железной дороге. К примеру, в октябре вводились ограничения на перевозку зерна в направлении станций Достык (на Китай) и Сарыагач (на Узбекистан, Таджикистан и Афганистан). На подходе к пограничным станциям периодически скапливаются составы с зерном. 

19 ноября комитет транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития сообщил о том, что госкомиссия Синьзянь-Уйгурского автономного района (КНР) во избежание распространения COVID-19 ужесточила меры контроля при приеме и перегрузе грузов на китайской стороне. Это привело к увеличению времени пограничного контроля поездов, прибывающих из Казахстана. С 15 ноября прием поездов из Казахстана сократился с 15-16 поездов до 10-11 поездов в сутки. В связи с этим по сети АО «НК «Казахстан темир жолы» количество груженых вагонов в направлении КНР возросло до более 10 тыс., а остановлено более 6,5 тыс. вагонов. С 23 по 30 ноября был принят запрет на погрузку грузов в направлении КНР через стык Достык–Алашанькоу, кроме грузов в биг-бэгах, контейнерах и полувагонах для перевозки окатышей, а с 24 ноября по 4 декабря вводится запрет на перевозку транзитного груза, кроме грузов в контейнерах.

Проблемы на пути с желанием накормить Китай возникли не одномоментно. Исполнительный директор ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Нуржан Кельбуганов в ходе онлайн-форума «Магистраль» в начале октябре сообщил о двукратном росте количества вагонов на Достык – более 9 тыс. вагонов, в том числе с зерном около 750 вагонов (15 составов). При этом в Алашанькоу было около 120 вагонов, а среднесуточная выгрузка по станции на китайской стороне составляла всего четыре вагона при погрузке на казахстанской стороне 40 вагонов в сутки.

По его словам, китайская сторона изначально соглашалась принять казахстанское зерно в заявляемых объемах, но по факту этого не происходило.

«До сих пор выгрузка (зерна из вагонов в Китае – Курсив) производится вручную. Механизированного способа нет. Зерновозы высыпают на землю, потом лопатами его тарируют. Эта ручная выгрузка привела к тому, что получилась такая маленькая среднесуточная выгрузка», — сказал Кельбуганов.

Представитель КТЖ отметил, что китайская сторона обещала принимать с октября до 16 поездов ежесуточно, а в ноябре довести этот показатель до 18 поездов. Но, судя по последним новостям, не смогла выполнить эти обещания.

Казахстанские экспортеры подали заявку на поставку 1 млн тонн зерна в Китай, однако этим планам похоже не суждено сбыться. «Я вижу, все цифры у меня есть, что в этом году на Китай будет большая перевозка. Порядка 1 млн тонн ожидаем перевозку зерна по вашим заявкам. Но эту перевозку на уровне миллиона мы не вытащим. Точнее вы даже не сможете вытащить, потому что все вагоны у нас задержатся на переходах», — «обрадовал» экспортеров Кельбуганов. 

В связи с этим он предложил грузоотправителям обращаться к китайским партнерам, чтобы те в свою очередь обращались с соответствующими просьбами в китайские госорганы и заинтересованные организации. Кроме того, в КТЖ рекомендуют перевозить зерно в китайском направлении в контейнерах и биг-бегах в крытых вагонах.

Похожая ситуация и с экспортом зерна в южном направлении. По словам Кельбуганова, в направлении станции Сарыагач на путях было брошено около 50 поездов. «В направлении стран Средней Азии также имеется двойная норма вагонов – более 10 тыс. вагонов, из них 2,8 тыс. вагонов с зерном», — сказал он.

По его словам, это сезонная проблема. Узбекская сторона принимала 23 поезда по сравнению с заявляемыми 28-30 поездов. 
 
В Зерновом союзе сомневаются в возможности экспорта 1 млн тонн зерна в Китай. «Думаю, что 1 млн тонн зерновых в китайском направлении никак не получится вывезти. Мы ожидаем в пределах 400 тыс. тонн пшеницы, 200 тыс. тонн ячменя, в пределах 150-180 тыс. тонн льна и подсолнечника. По другим культурам вместе с мукой может быть тысяч 30-40. Миллиона тонн не насчитывается – где-то в районе 820 тыс. тонн максимум», — сказал Карабанов. 

При этом структура экспорта в Китай по сравнению с прошлым маркетинговым годом изменится. Так, доля ячменя возрастет в этом году до 200 тыс. тонн с чуть более 50 тыс. тонн ранее.

Карабанов также отметил, что лишь единичные станции в северных регионах имеют инфраструктуру для погрузки зерна в контейнеры. «Экспорт в крытых вагонах в биг-бегах. Здесь нужно понимать, что нужны крытые вагоны с большой кубатурой, а у нас их не так много, поэтому я думаю, что сильного распространения данная перевозка не получит», — сказал он.

Птицеводы вступят в конкуренцию с Ираном за ячмень

Одним из основных экспортных продуктов Казахстана на иранском направлении является ячмень. Но на фоне американских санкций против Ирана, падения цен на нефть и проблем с конвертацией валюты экспорт ячменя в эту страну в текущем маркетинговом году может снизиться до 600 тыс. тонн с 1,18 млн тонн в прошлом маркетинговом году, полагает Карабанов.

«Стоит заметить, что в связи с тем, что сейчас пшеница достаточно дорогая, многие животноводческие и птицеводческие хозяйства добавляют в рацион ячмень. Мы ожидаем, что внутреннее потребление ячменя в нашей стране увеличится примерно на 350 тыс. тонн по сравнению с прошлым годом и достигнет 2,3 млн тонн. По балансу получится, что исходящий остаток на конец сезона будет приблизительно равен остатку на конец предыдущего года», — сказал он.

Стоимость закупаемого Продкорпорацией ячменя второго класса составляет 44,6 тыс. тенге за тонну без НДС, и эта цена не менялась с весны, когда она объявила прогнозную закупочную цену в рамках форвардных контрактов. При этом стоимость тонны пшеницы третьего класса составляла весной 62,5 тыс. тенге без НДС, а в настоящее время повышена до 74,1-77,7 тыс. тенге без НДС в зависимости от качественных характеристик.

Около 100 тыс. тонн или примерно на уровне прошлого маркетингового года, по прогнозам Зернового союза, составит экспорт ячменя в Узбекистан. На остальные страны-импортеры придется до 100 тыс. тонн ячменя.

Читайте также