Сертификат противоречий

Опубликовано
С 1 апреля в Казахстане выдается сертификат происхождения товара формы «СТ-KZ» для товаров, производимых и реализуемых внутри Казахстана. Предприниматели констатируют, что сложная процедура получения этого документа усиливает финансовую нагрузку на производителей, даже несмотря на то что обладатели сертификата имеют право на условные скидки в 10-20% при госзакупках.

С 1 апреля в Казахстане выдается сертификат происхождения товара формы «СТ-KZ» для товаров, производимых и реализуемых внутри Казахстана. Предприниматели констатируют, что сложная процедура получения этого документа усиливает финансовую нагрузку на производителей, даже несмотря на то что обладатели сертификата имеют право на условные скидки в 10-20% при госзакупках.

Первым на введение нового сертификата отреагировал рынок. «Мы видим, что «СТ-KZ» заработал. Буквально в апреле в тендерах участвовало 50-60 компаний, из которых 2-3 производителя, все остальные подставные, посреднические фирмы. Сейчас участвуют реальные производители», – утверждает глава НЭП «Союз «Атамекен» Азат Перуашев. Тем не менее, констатирует эксперт, процедура получения сертификата сильно усложнена.

По этой причине, к примеру, в тендерах не могут участвовать предприятия швейной индустрии, свидетельствует директор ТОО «Казахстан Тексти-Лайн» Сергей Апенко. По его словам, получение сертификата происхождения товара означает серьезные расходы для производителя. Здесь в более выгодном положении оказываются посреднические фирмы, которые могут позволить себе такие расходы, так как у них нет необходимости вкладывать средства в развитие производства.

Эксперты министерства индустрии и торговли (МИТ) в свою очередь уверяют, что ничего сложного в процедуре получения «СТ-KZ» нет. В стране действуют 30 экспертных организаций и 119 экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара. Компании необходимо обратиться в одну из экспертных организаций, а затем, получив заключение, предоставить его в местный департамент МИТ, который и выдает сертификат. По словам председателя комитета по техническому регулированию и метрологии МИТ Габита Мухамбетова, экспертиза товара обходится от 8 до 20 тыс. тенге и занимает всего один день. Еще один день уходит на обращение в местный департамент МИТ и получение самого документа.

Вместе с тем, по данным депутата Мажилиса Владимира Боброва, экспертиза товара для каждого отдельного тендера стоит 30 тысяч тенге. Причем требования, которые предъявляются к компании, получающей сертификат «СТ-KZ», намного жестче, чем аналогичные требования при получении сертификата «СТ-1» (сертификат для экспорта в страны СНГ). Поэтому, по мнению мажилисмена, правила получения казахстанского сертификата необходимо упростить. «Я уже приводил пример 18 тыс. лотов в «Казахстан Темир Жолы», по пять участников на лот возьмите (их там больше в среднем), уже 100 тыс. сертификатов надо только для «Темир Жолы», – говорит депутат.

Между тем, такие сертификаты, как «СТ-KZ» и «СТ-1» могли бы быть взаимозаменяемыми, считают в НЭП «Союз «Атамекен», что упростило бы работу производителей, в том числе и экспортеров. «Мы стоим на 154 месте по срокам поставки на экспорт товаров, мы страна, которая замыкает цепочку стран по продолжительности поставки товара за рубеж», – говорит президент Республиканской ассоциация горнодобывающих и горнометаллургических предприятий Николай Радостовец. По его мнению, на смену двум документам должен прийти один, который решал бы сразу две задачи.

Представители МИТ, в свою очередь, подчеркивают, что получение сертификатов – дело добровольное. А обладатели «СТ-KZ», к примеру, имеют существенные льготы. Действующий закон «О госзакупках» предусматривает 10% условной скидки, правила ФНБ «Самрук-Казына» – также 10%, а закон «О недрах и недропользовании» 20%. В настоящее время в правительстве создана рабочая группа, которая планирует унифицировать размеры скидок и привести их к 20%, а также ввести новую скидку в размере 0,1% за каждый процент казахстанского содержания, указанный в сертификате «СТ-KZ».

Депутаты уже усмотрели в такой норме коррупционные возможности. А представители бизнес-кругов настаивают на том, что сертификация товаров должна носить декларативный характер, что действительно упростило бы жизнь бизнесменам. В свою очередь, они сами несли бы ответственность за достоверность предоставленной информации, и комитету по техрегулированию не пришлось бы вносить в законодательство нормы, ужесточающие ответственность экспертов по сертификации.

Читайте также