Как крупнейший скандал в криптоиндустрии связан с Казахстаном

Опубликовано (обновлено )
корреспондент отдела Business News
Большая часть майнинга Genesis Digital Assets после банкротства FTX приходится на США/ shutterstock

Минувший год был полон громких скандалов в мировой криптоиндустрии: за 12 месяцев капитализация всех игроков этой отрасли уменьшилась втрое, составив $810 млрд по состоянию на конец декабря. В потрясениях нашелся и казахстанский след. «Курсив» рассказывает, что связывало страну с основателем обвалившейся биржи FTX Сэмом Бэнкманом-Фридом

Главный криптоскандал года

В центре внимания в ушедшем году оказался скандал вокруг криптовалютной биржи FTX, которая до краха считалась второй по величине торговой площадкой во всем мире. Неплатежеспособность аффилированной с Бэнкманом-Фридом компании Alameda подтолкнула FTX к кризису, в результате чего криптовалютная биржа объявила о своем банкротстве в ноябре 2022 года. 

Выяснилось, что Бэнкман-Фрид использовал средства клиентов FTX, одолжив их своей же компании Alameda. Это сильно подорвало доверие как инвесторов, так и регуляторов всего мира к криптовалютной отрасли. 

Череда банкротств, до этого события коснувшаяся криптокредитора Celsius и хэдж-фонда Three Arrows Capital, продолжилась и после краха FTX. Вслед за ней о несостоятельности объявил криптокредитор BlockFi – по информации компании, в ней возник кризис ликвидности, связанный с обвалом FTX. Чуть позже рухнул криптовалютный брокер Genesis Global Capital. 

«Несмотря на то, что мы добились существенного прогресса в устранении проблем с ликвидностью, вызванных банкротством Three Arrows Capital и FTX, реструктуризация в судебном порядке является наиболее эффективным способом сохранить активы и создать наилучший результат для всех заинтересованных сторон», — объяснил решение 20 января исполняющий обязанности CEO компании Дерар Ислим.

Инвесторы по-прежнему не верят в окончание «криптозимы»: банкротство брокера Genesis Global Capital подстегнуло опасения трейдеров о том, что это может случиться и с материнской компанией криптовалютного брокера – Digital Currency Group. Последний владеет фондом, управляющим цифровыми активами, Grayscale и изданием CoinDesk (именно из-за расследования этого издания разгорелся весь шум, связанный с FTX). 

Казахстанский след

У Бэнкмана-Фрида, которого обвиняют в умышленном обмане инвесторов, оказалось, были и «любимчики». Среди них — криптомайнинговая компания Genesis Digital Assets (не имеет отношения к Genesis Global Capital), в которую он в совокупности инвестировал $1,1 млрд, следует из данных The Wall Street Journal. Чтобы оценить масштаб его вложений в компанию, достаточно просто вспомнить, сколько он инвестировал в другие стартапы. Как показывают данные WSJ, инвестиции основателя рухнувшей FTX, направленные в 150 стартапов криптовалютной отрасли, составили всего $5 млрд. Поэтому неудивительно, что Genesis Digital Assets оказался одним из самых крупных активов, связанных с банкротством FTX. 

Компанию в 2017 году основали Рашит Махат, Абдумалик Мирахмедов и Андрей Ким из Казахстана, а также Марко Крон и Марко Стренг из Германии. Деятельность Genesis Digital Assets, зарегистрированной на Кипре, была сконцентрирована в Казахстане. 

«Мы привнесли свой опыт, а они — технические ноу-хау», – говорил в 2021 году Абдумалик Мирахмедов

Условия для развития в Казахстане

Бэнкман-Фрид обратил внимание на компанию спустя четыре года после ее основания, в середине 2021 года. Тогда он (через Alameda) инвестировал в нее $100 млн, а уже в октябре 2021 года вошел в Совет директоров Genesis Digital. Затем, в 2022 году, последовали инвестиции в $550 млн от Alameda, направленные на покупку акций от двух основателей – Крона и Махата (когда-то занимавшего должность независимого директора телеком-оператора Kcell).

Большая доля (70%) купленных Бэнкманом-Фридом акций приходилась на Махата, 30% – на Крона. Но, по данным инвесторов, они все еще остались акционерами компании. Спустя несколько месяцев Alameda вложила в Genesis Digital еще $500 млн, на этот раз приобретя новый выпуск акций, а не бывший в обращении, как прежде. Средства были направлены на расширение деятельности майнера биткоинов. 

Genesis Digital не случайно активно работала в Казахстане, где было расположено около четверти ее вычислительных мощностей. По состоянию на середину 2021 года, в стране была сконцентрирована почти пятая часть мировой добычи биткоинов. Общая мощность сети, задействованной в добыче криптовалют, по данным KEGOC, составляла 1500 мегаватт, что сопоставимо с «естественным приростом потребления» в национальной сети за два-три года. На долю Genesis приходилось около 280 мегаватт, и специалисты сравнивают этот показатель с нормой потребления 100 тыс. американских частных домов. Тогдашнюю популярность Казахстана среди майнеров можно было объяснить низкой стоимостью электроэнергии, которой пользовались многие компании в отрасли.

Охлаждение

Однако в 2021 году, одновременно с первыми вложениями структур Бэнкмана-Фрида в Genesis, власти Казахстана задумались об ограничении деятельности майнеров. Одной из главных причин послужила нехватка электроэнергии, которую пришлось покупать в России. Был введен специальный налог на добычу криптовалют, вступивший в силу в январе 2022-го. Сперва ставка равнялась 1 тенге за 1 кВт/ч потребляемой энергии, затем была внедрена прогрессивная шкала, в зависимости от стоимости используемого электричества, с верхней планкой на уровне 25 тенге за 1 кВт/ч. Для тех, кто потребляет энергию из возобновляемых источников, предусмотрен минимальный тариф.

В начале 2022-го управляющие компании по распоряжению KEGOC и вовсе временно отключали легальных майнеров от электросетей, чтобы обеспечить бесперебойную подачу остальным потребителям на фоне очередного энергокризиса. На этом фоне многие майнеры начали уходить из Казахстана. Среди тех, кто перенес мощности в другие страны, оказалась и Genesis Digital. Положение компании в стране не смог выправить и визит Бэнкмана-Фрида, встретившегося в декабре 2021-го с президентом Касым-Жомартом Токаевым. Теперь шесть из семи ее дата-центров находятся в США, еще один в Швеции. Последний из действующих был открыт в октябре прошлого года в Техасе. Утверждается, что он использует собственную технологию, позволяющую повысить производительность за счет экономии энергопотребления.

Осенний крах FTX лишь убедил власти Казахстана во мнении о необходимости дальнейшего ужесточения правил. В начале февраля Токаев подписал принятый ранее парламентом закон, согласно которому майнеры смогут использовать электричество из общей энергосистемы только при наличии его профицита. Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности предоставит доступ только лицензированным операторам. Под ограничения не попадут те, кто использует электроэнергию, выработанную альтернативными источниками.

Вместе с тем, принятый закон подразумевает, что государство будет утверждать список пулов майнинга, которые компании смогут использовать. Также майнеры впредь будут обязаны продавать криптовалюту через зарегистрированные криптобиржи в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА). Согласно данным закона, майнеры будут обязаны продавать половину криптовалют определенным криптобиржам в 2023 году, а уже к 2024 году – 75%. 

Ввиду новых законов, скорее всего, прогнозы о том, что Казахстан станет криптовалютным хабом мира, не сбудутся. Многие эксперты, после того как Китай запретил большую часть майнинга биткоина в стране, считали, что майнеры из КНР переедут в Казахстан. Китай, в свою очередь, отказался от такого будущего, поскольку президент КНР Си Цзиньпин, поставивший цель сократить использование угля, намерен превратить страну в лидера по борьбе с изменением климата.

Будущее криптоиндустрии в Казахстане

Несмотря на растущий скептицизм во всем мире, в том числе и в Казахстане, потенциал для роста в стране есть. Например, крупнейшая в мире криптобиржа Binance в середине августа получила принципиальное одобрение от комитета МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA) на управление платформой цифровых активов и оказание кастодиальных услуг. Так, биржа может получить лицензию в МФЦА.

«Binance будет способствовать развитию рынка цифровых активов в Казахстане и создаст больший импульс для дальнейшего утверждения страны в качестве криптохаба региона», – отмечалось в сообщении AFSA.

Вместе с тем в начале октября минувшего года Binance и Агентство Казахстана по финансовому мониторингу (АФМ) заключили меморандум о сотрудничестве в сфере оборота криптоактивов и обмена информацией. Таким образом, они договорились об обмене информацией о криптоактивах.

Сотрудничество Казахстана с Binance на этом не закончилось. В конце октября минувшего года также сообщалось о том, что Нацбанк Казахстана запустил пилотный проект CBDC (цифровой тенге), который они были намерены тестировать на Binance.

«С нетерпением ждем, когда НБК подготовит варианты использования CBDC, чтобы увидеть, как они могут быть интегрированы в цепочку BNB Chain, чтобы преодолеть разрыв между традиционным банковским обслуживанием и криптоэкосистемой», – написал основатель торговой площадки Чанпэн Чжао

Таким образом, страна сохраняет планы по развитию криптоиндустрии, несмотря на все недавние скандалы и возможные репутационные риски из-за краха FTX. Genesis Digital смогла без ощутимых потерь выйти из скандала и продолжить развитие. Судя по всему, финансовое состояние компании остается стабильным.

Читайте также