В Уральске бизнесмены выступили против открытия социальных магазинов
Владельцы небольших магазинов просят передавать им продукты из стабилизационного фонда и отменить штрафы за превышение предельных цен на стратегические товары.
1 декабря 2020 года в Уральске прошло собрание владельцев розничных продуктовых магазинов. Тридцать предпринимателей пригласили представителей СМИ, чтобы высказать несогласие с установлением фиксированных цен на социальные продукты и открытием социальных киосков.
Дело в том, что власти Западно-Казахстанской области (ЗКО; административный центр региона – город Уральск) ввели предельные цены на картофель, лук, морковь, сахар и подсолнечное масло. Контроль за ценами начался с декабря этого года. За нарушение предельных цен предпринимателей будут штрафовать.
Цены еще на 14 продуктов (в том числе муку, сливочное масло, несколько видов круп) власти собираются удерживать с помощью работы стабилизационного фонда. При этом штрафовать бизнес за установление собственных ценников на «удерживаемые» товары не будут.
«Во время режима ЧП акимат города попросил нас сдерживать цены на 10 социальных продуктов. Мы согласились, поскольку тогда действительно была сложная ситуация, — сказала на встрече со СМИ индивидуальный предприниматель Марина Старкова. — Сейчас режим ЧП снят, карантинные меры ослабли, но список социальных продуктов вырос до 19. За нарушение предельной цены акимат будет штрафовать нас. Мы не согласны с этими мерами, поскольку сами берем цены не с потолка, а делаем надбавку на ту сумму, за которую купили товар. Не можем же мы торговать себе в убыток.
Нас ограничивают в нашей предпринимательской деятельности, не дают иметь прибыль в 20% с товара. При рыночных отношениях государство не может налагать ограничения на бизнес. Но если такие ограничения все же бывают, то они должны быть компенсированы».
Кроме того, местная СПК «Ак Жайык» начала два проекта — возведение социальных киосков, где продукты продают из стабфонда по ценам ниже рыночных и сдачу в аренду на льготных условиях земли под торговые точки. Оба проекта нацелены на стабилизацию цен на продукты.
Владельцы продуктовых магазинов считают, что необходимости в строительстве социальных киосков нет, дешевые социальные продукты из стабфонда можно распределять между магазинами «у дома».
«Замакима Уральска Мурат Манкеев через СМИ заявил, что якобы мы имеем основную выручку с продажи алкоголя и табачных изделий. Это неправда. Наши магазины имеют выручку как раз-таки с продуктов питания. Алкоголь у нас давно перестали покупать: из-за безденежья люди перешли на самогоноварение. Власти ради сдерживания цен решили построить мини- магазины со сниженными ценами, для продажи продукции стабфонда. Так почему бы нам, магазинам у дома, не предоставить товары из стабилизационного фонда? Деньги на строительство 30 магазинов — 60-90 миллионов тенге бюджетных средств можно было бы сэкономить», — говорит Марина Старкова.
По словам другой предпринимательницы, Эльвиры Божедомовой, в период коронакризиса у частных продуктовых магазинов снизилась прибыль до 120-150 тыс. тенге (раньше зарабатывали по 300-500 тыс. тенге).
«В связи с нововведениями и ограничительными мерами мы находимся в страхе. Нам запретили обслуживать покупателей без масок, из-за этого мы теряем покупателей. По законам рынка мы не должны отказывать в обслуживании, это нонсенс. В таком случае пусть штрафуют покупателей. Помимо того, мы тратимся на дезсредства, маски, перчатки, санитайзеры, тратимся на банковские комиссии из-за обязательных карточных терминалов. Что касается накрутки на товар, то она не всегда составляет 20%, на часть товаров это может быть 10%, на сигареты 7%, на хлеб мы и вовсе не делаем надбавок. Прибавьте к этому траты на комуслуги, зарплаты продавцам и аренду помещений.
Если нас будут штрафовать еще и за превышение предельных цен, нам придется отказаться от продажи этих стратегических товаров. В конце концов, мы просто не выживем, придется закрыться и много людей окажутся без работы», — говорит предпринимательница.
Владелица продуктового магазина считает: власти должны быть критичны не к мелким продуктовым магазинам, а к оптовикам.
«Мы точно знаем, что оптовики продают товар нам по одной цене, а супермаркетам — гораздо дешевле. Так почему же мы должны за это отвечать? Мы козлы отпущения, супермаркеты и оптовики слишком крутые, чтобы их наказать. Акимат не хочет давать нам товары из стабфонда, но хочет нас контролировать. Мы хотим, чтобы отменили предельные цены на соцпродукты», — говорит Эльвира Божедомова.
В мае уральские бизнесмены требовали открыть торговые дома и обвиняли власти в избирательности и нарушении их конституционных прав.
В июле предприниматели Уральска требовали отставки главного санврача ЗКО: карантин оставил почти пять тысяч торговцев без денег и работы..