Газовый аппетит
АО «Интергаз Центральная Азия» намерено существенно повысить стоимость тарифа на перекачку газа по магистральным газопроводам для казахстанских потребителей, сообщили «Къ» два источника. В Комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) не подтвердили, но и не опровергли информацию об 11-кратном увеличении тарифа газотранспортной монополией.
17 марта текущего года КРЕМиЗК на своем интернет-ресурсе опубликовал анонс о предстоящих на 20 апреля этого же года публичных слушаниях. На них, как следует из сообщения комитета, планируется рассмотреть заявку АО «Интергаз Центральная Азия» на утверждение предельных уровней тарифов и тарифных смет на услуги по транспортировке товарного газа по магистральным газопроводам для потребителей Республики Казахстан и по хранению газа на 2016–2020 годы.
Как сообщили «КЪ» два источника, знакомых с предложением газотранспортной монополии, ключевым вопросом слушаний станет 11-кратное увеличение тарифа на транспортировку для внутренних потребителей газа в Казахстане. Срок действия текущего тарифа истекает 31 июня 2016 года.
Символично, что заявление на утверждение новых тарифов направлено в КРЕМиЗК спустя несколько дней, после официального разрыва контракта между российским «Газпромом» и туркменским «Туркменгазом». Причина – стоимость закупаемого «Газпромом» туркменского газа.
Напомним, что по газовому соглашению между Москвой и Ашхабадом, подписанному в 2003 году на срок до 25 лет, в Россию должно было поставляться 70–80 млрд м3 газа ежегодно по газопроводу Средняя Азия – Центр. С 1 января 2016 года поставки туркменского газа в Россию были остановлены.
Экономист Олег Егоров отмечает, что объемы поставок туркменского газа ежегодно менялись. «Я не думаю, что речь идет о больших объемах (поставок газа). Были годы, когда в Россию шло по 30 млрд м3. По-видимому, сейчас речь идет о потере в транзите порядка 10 млрд м3 газа», – комментирует он возможное влияние на Казахстан.
Ключевой причиной разрыва стало стремление Туркмении диверсифицировать экспортные маршруты поставок своего газа, – продолжает собеседник «КЪ».
«Взаимоотношения Туркмении и России в части поставок газовых ресурсов уже давно носят неопределенный характер. Туркмения, если смотреть шире и глубже, пытается отстоять свои интересы и постоянно ведет переговоры с ключевыми игроками относительно диверсификации поставок газа», – поясняет он.
Однако не исключено, что на принципиальность позиций Ашхабада во взаимоотношениях с Москвой повлиял Пекин, – продолжает экономист.
«Газопровод, который идет из Туркмении в Китай, заполнен недостаточно, как было заложено в ТЭО проекта. Китайцам под эту трубу отдали целое месторождение. И, вероятно, месторождение по факту вышло переоцененным. На это не раз указывали зарубежные эксперты из газовой отрасли. Поэтому можно допустить, что вытекающие обязательства по поставкам газа в Китай привели к разрыву во взаимоотношениях с Газпромом», – добавляет Олег Егоров.
Если эта версия реальна, то те объемы по транзиту туркменского газа потеряны надолго, – констатирует эксперт.
Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов не исключает наличие связи между остановкой транзита туркменского газа через Казахстан с возможным ростом тарифа на перекачку от АО «Интергаз Центральная Азия».
«С другой стороны, традиционно (во всяком случае, так было раньше) внутренние тарифы были занижены. Так что в таком возможном существенном повышении могли сыграть свою роль оба фактора», – заявил он «КЪ».
Кому пойдут $2,5 млрд
По данным АО «Интергаз Центральная Азия», в 2015 году общий объем транспортировки составил 83,9 млрд м3 газа, что на 8% меньше показателей годичной давности. Доход от транспортировки газа составил 120 млрд тенге.
Из них объем транспортировки для потребителей Казахстана составил 11,48 млрд м3 газа, что составляет лишь 13,7%. Тогда как доход от этого объема составил 15,66 млрд тенге или 13% от совокупного. По информации «КЪ», тариф на транспортировку по магистральному газопроводу для потребителей Казахстана может вырасти с действующих 1346 тенге за 1 тыс м3 до 15458 тенге за 1 тыс м3. Другими словами, налицо рост в 11,5 раз.
Тариф на предстоящих слушаниях будет утверждаться на 5 лет, до 2020 года. Следовательно, объем дополнительной выручки, исходя из текущих объемов транспортировки, по грубым подсчетам может составить около 800 млрд тенге (около $2,5 млрд).
В случае его утверждения с ростом в 11,5 раз для отечественных потребителей, ежегодная выручка газотранспортной монополии только по этой статье доходов, исходя из текущих объемов, вырастет с 15,6 млрд тенге до более 180 млрд тенге.
Причем, это доходы без учета поступлений от транзита узбекского и российского, а также экспорта казахского газа. К слову, выручка компании от основных услуг в 2015 году составила всего 129 млрд тенге.
Часть средств, вероятно, пойдет на рефинансирование финансовых обязательств компании и модернизацию крупнейшего газохранилища в Бозое. 11 апреля текущего года Европейский банк реконструкции и развития сообщил о получении соответствующей кредитной заявки от компании на общую сумму 245 млн евро, что эквивалентно 93 млрд тенге. Треть от этой суммы (около 37,3 млрд тенге) заявлено на модернизацию газохранилища в Бозое, и будет покрыто за счет роста тарифа на хранение, который также будет обсуждаться на предстоящих слушаниях.
Средства могут понадобиться и материнскому АО «КазТрансГаз» для реализации Генеральной схемы газификации Казахстана до 2030 года. По схеме к этому времени предполагается повысить уровень охвата населения газоснабжением на треть, с 7 млн до 10 млн человек. Рост будет идти за счет подключения к газу дополнительно 400 населенных пунктов.
Кроме того, в планах Национального оператора в сфере газа и газоснабжения до 2020 года прокладка и модернизация более 7 тыс. км газопроводов. Реализация этих инвестиционных программ, как подчеркивают в АО «КазТрансГаз», идет по формуле «тариф в обмен на инвестиции».
Выйдет боком
В настоящее время основные потребители газа расположены неподалеку от магистральных газопроводов. Речь идет, в первую очередь, о жителях четырех западных областей Казахстана, а также потребителях Кызылординской, Костанайской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей.
В КРЕМиЗК на запрос «КЪ» не подтвердили, но и не опровергли информацию о более чем 11-кратном повышении тарифа – «заявка компании находится на рассмотрении».
«Уровень отпускных цен на товарный газ для конечных потребителей рассматривается после обращения субъекта регулируемого рынка – АО «КазТрансГаз Аймак» (розничный продавец газа) в уполномоченный орган с уведомлением о предстоящем повышении цен на товарный газ для потребителей», – говорится в ответе антимонопольного ведомства.
При этом, как отмечают в КРЕМиЗК, общество не обращалось в госорган с уведомлением о предстоящем повышении цен на газ. Не обращалось пока АО «КазТрансГаз Аймак» в КРЕМиЗК и с уведомлением о повышении предельной цены для теплоснабжающих компаний.
«Согласно Правилам определения предельных цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке, утвержденных приказом министра энергетики от 15 декабря 2014 года…предложения по уровню предельной цены товарного газа на планируемый период для области, города республиканского значения, столицы, не могут предусматривать увеличение предельной цены товарного газа по сравнению с текущим уровнем более, чем на 15% в течение одного календарного года», – подчеркнули в профильном комитете.
Более того, в антимонопольном ведомстве напомнили, что согласно законодательству, субъект естественной монополии обязан после опубликования информации о дате проведения публичных слушаний (17 марта текущего года) предоставить по требованию участников информацию о причинах повышения тарифа на регулируемые услуги или их предельных уровней с экономически обоснованными расчетами.
На сайте АО «Интергаз Центральная Азия» соответствующая информация отсутствует. На момент написания материала в компании не прокомментировали письменный запрос «КЪ». Редакция будет отслеживать развитие событий и ход предстоящих публичных слушаний.