Товары на складах временного хранения лежат годами

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
При этом владельцы складов несут издержки по их хранению

В результате действий таможенных служб владельцы складов временного хранения вынуждены нести расходы по хранению товаров, которые не выдаются владельцам и не уничтожаются, сообщила председатель департамента превенции Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции Анар Жарова.

«Неисполнение таможенными органами обязательной и своевременной реализации либо уничтожения товара, задержанного на складах временного хранения. Результат – владельцы складов несут финансовые издержки в связи с вынужденным хранением задержанных товаров. Несмотря на сроки хранения задержанных товаров в течение четырех месяцев, а скоропортящихся – в течение 24 часов, товары зачастую хранятся годами», – сказала она на совещании 8 августа.

Агентство провело анализ коррупционных рисков в сфере таможенной деятельности в июне текущего года, и первым коррупционным риском стал именно данный риск.

«В Актюбинской области задержанные товары на складах хранятся с 2005 года, в Алматинской области – с 2008 года. На складах Мангистауской области издержки за длительное хранение лоскутков ткани уже превысили 900 тысяч тенге», – сказала Жарова.

Нормативно вопросы возмещения затрат на хранение владельцев складов предусмотрены за счет самих собственников товаров – в случае невозможности оплаты с их стороны – из средств бюджета. Вместе с тем на практике, по ее словам, случаев возврата за счет бюджетных средств не было, поскольку таможенными органами средства на эти цели не закладываются.

«Более того, возникает вопрос, в каких случаях принимается решение о возмещении издержек из бюджета. Другой проблемный аспект – это отсутствие четких критериев принятия таможенными органами решений по реализации или уничтожению задержанного товара», – сказала она.

По ее словам, компания по реабилитации и управлению активами, на которую возложены полномочия по реализации задержанных товаров, часто отказывает в этом якобы из-за невозможности определения их рыночной стоимости.

«К примеру, в Карагандинской области на складах с февраля 2014 года находится летательный аппарат словенского производства в разобранном виде в количестве трех единиц. Данный товар не реализован в связи с тем, что оценочной компании не предоставляется возможным провести оценку товара, так как отсутствуют аналоги на рынке продаж. Между тем в Казахстане работает официальный дилер этой компании, который владеет информацией о стоимости данных летательных аппаратов, соответствующий сайт представительства организации доступен в интернете», – сказала Жарова.

Аналогично, по ее словам, по причине невозможности оценки не реализованы автотранспортное средство Mercedes Daimler, BMW 740, пять автомашин Toyota Tundra и две автомашины Nissan Titan.

По ее словам, в органах государственных доходов должны создаваться постоянные комиссии по рассмотрению вопросов уничтожения или иного использования задержанных товаров. Однако, несмотря на наличие невостребованных товаров на складах, такие комиссии в большинстве областей не создавались, а там, где они имеются, отсутствует типовое положение и не определены критерии уничтожения и сроки уничтожения.

«Кроме того на практике товары, по которым принято решение об их уничтожении, не уничтожаются, поскольку в бюджет таможенных органов не закладываются средства на эти цели. Таким образом, законодательно установленный механизм по распоряжению товарами, задержанными таможенными органами, не соблюдается. Это приводит к фактам длительного хранения товаров на складах и высоким расходом по хранению», – сказала Жарова.

Читайте также