Суд не разделил претензии миноритария к «Казахтелекому»
Сегодня, 13 ноября, судебная коллегия по гражданским делам суда Нур-Султана оставила без удовлетворения жалобу миноритарного акционера Бахыта Джумабаева по его иску к АО «Казахтелеком», в рамках которого миноритарий пытался принудить публичную компанию выкупить собственные акции.
Первое рассмотрение иска миноритария к АО «Казахтелеком» состоялось в столичном специализированном экономическом суде Нур-Султана 5 сентября этого года: тогда суд отказал в удовлетворении иска Джумабаева. После чего тот подал жалобу в апелляционном порядке в вышестоящий городской суд столицы, рассмотрение которой состоялось 13 ноября.
«Судебная коллегия по гражданским делам суда города Нур-Султан постановила: решение городского суда столицы по этому делу оставить без изменений, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения, соответствующее постановление вступило в законную силу с момента оглашения», — говорится в резолютивной части постановления суда второй инстанции.
Также отмечается, что у истца есть срок в шесть месяцев на то, чтобы обжаловать это решение в кассационном порядке в высшей судебной инстанции — Верховном суде.
Джумабаев стал акционером телекоммуникационного оператора в декабре прошлого года, в день заключения крупной сделки по приобретению «Казахтелекомом» крупной доли в сотовом операторе Kcell. При этом совет директоров АО «Казахтелеком» принял решение о крупной сделке в 10:00 12 декабря, а Джумабаев был внесен в реестр акционеров 12 декабря в 11:44, после того, как по сделке РЕПО стал обладателем 15 тыс. с лишним акций компании.
Из судебных материалов (имеются в распоряжении редакции) следует, что данный миноритарий уже не попадал в число акционеров, в отношении которых совет директоров компании принял решение по выкупу ценных бумаг в связи с их несогласием с совершением крупной сделки: в соответствии с законодательством и общепринятой практикой в их число попали те лица, которые являлись обладателями акций на 00:00 часов 12 декабря 2018 года. Таких акционеров среди 16 тыс. держателей акций компании оказалось 6 человек, и выкуп акций у них был осуществлен телеоператором безо всяких споров, с повышающим коэффициентом к номинальной стоимости их пакетов акций.
Джумабаев же первоначально приобретенный пакет акций в декабре вернул АО «Фридом Финанс», получив потраченные 330 млн тенге, но в перерыве между этими событиями, 14 декабря, уже зная о совершении сделки с Kcell, приобрел ровно такой же по объему пакет в 15 тыс. с лишним акций, но уже по цене 535 млн тенге, которые потом и попытался предъявить к обратному выкупу компании, но уже по цене свыше 1 млрд.
«Казахтелеком» счел эти действия четко продуманным планом предъявления акций эмитенту по завышенной цене с целью обогащения, а право на требование обратного выкупа в данном случае, с точки зрения юристов компании, он пытался реализовать в противоречии с его назначением. Суд первой инстанции согласился с этой позицией АО, указав в аргументации отказа в удовлетворении иска, что все действия миноритария направлены на использование права в противоречии с его назначением. Апелляционная инстанция в ноябре разделила эту позицию.
«Сегодняшнее решение истец может еще обжаловать в Верховном суде, но мы к этому готовы, — заявила по окончании разбирательства управляющий директор по правовым вопросам АО «Казахтелеком» Алия Кишкимбаева. – Он в своей апелляционной жалобе заявляет, что рассчитывал на повышение стоимости выкупленных акций, при этом акции действительно пошли вверх: когда он выкупал 12 декабря 15 тысяч с лишним акций, он заплатил 330 миллионов тенге, а 14 декабря, купив такой же пакет акций, он заплатил уже 535 миллионов тенге. А потом он, по его словам, «осознал ошибочность своей стратегии» и решил предъявить акции к выкупу, но такого основания в действующем законодательстве для обратного выкупа акций нет. Там четко прописано, что основанием для обратного выкупа акций может быть только несогласие с решением совета директоров», — подчеркивает она.
В свою очередь, представитель истца, адвокат Жания Бодау заявила, что ее клиент обязательно воспользуется правом на кассационную жалобу в суд высшей инстанции. По ее словам, позиция стороны истца зиждется на том, что признание Джумабаева акционером «Казахтелекома» автоматически приводит к наделению его правом требования обратного выкупа ценных бумаг эмитента – и эта сторона истца намерена обосновать в Верховном суде в течение ближайших шести месяцев.