А финпол против
Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) выступает против декриминализации лжепредпринимательства. По информации ведомства, через «обнальные» фирмы отмываются миллиарды государственных денег.
За 9 месяцев 2010 года финансовая полиция пресекла деятельность 43 преступных групп общим количеством 56 человек, которые регистрировали на свои и подложные имена лжепредприятия для обналичивания «грязных» денег. По словам официального представителя финпола Мурата Жуманбая, лжепредприятия используются в мошеннических схемах при незаконном получении кредитов в банках, а также для легализации контрабандных товаров. Напомним, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил агентству в приоритетном порядке бороться с лжепредпринимательством. Однако, как отмечает Мурат Жуманбай, ряд бизнес-ассоциаций и общественных организаций настойчиво предлагают декриминализировать данное деяние, указывая, что по делам о лжепредпринимательстве привлекаются добросовестные партнеры фиктивных компаний. По словам представителя финпола, в 2005-2010 годы в суды было направлено около 1200 дел по лжепредпринимательству, ни в одном из которых контрагенты к уголовной ответственности привлечены не были.
Исходя из этого, финпол выступает против предложения бизнес-сообщества декриминализировать указанные деяния. Между тем, как прокомментировал «Къ» Мурат Жуманбай, финансовая полиция поддерживает законодательную инициативу Министерства финансов, внесшего в парламент законопроект, предусматривающий полную защиту добросовестных предпринимателей. В соответствии с ним, контрагенты будут привлекаться к ответственности при установлении сговора между ними и лжепредприятиями. В таком случае к ним будут применяться налоговые санкции. Подобная практика уже применяется в Казахстане – в 2010 году контрагенты лжепредприятий подверглись налоговым санкциям на общую сумму более 40 млрд тенге.
«В Казахстане разыгрывается настоящая эпидемия проверок на лжепредпринимательство», – утверждает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Тимур Назханов. За последние годы при нескольких сотнях раскрытых лжепредприятий наказанию в той или иной форме подверглись около 15 тыс. руководителей различных предприятий-контрагентов. «Вроде бы честное предприятие, отлично работает, но вдруг по незнанию связывается с фиктивными фирмами и на него сыплются штрафы, проверки», – комментирует он «Къ», отмечая, что подобная практика сильно тормозит развитие бизнеса и приводит предприятия к банкротству. Тем не менее заместитель руководителя НАП считает, что уголовную ответственность за лжепредпринимательство можно оставить, смягчив условия наказания контрагентов и улучшив контроль над применением санкций к предприятиям, осуществляя их только после того, как будет доказано, что компания является фиктивной либо состоит в сговоре с лжепредприятием.
Хроника борьбыВ 2007 году по фактам лжепредпринимательства было возбуждено 315 уголовных дел, в 2008 году – 360, в 2009 году – 560, а за 9 месяцев 2010 года – уже 607 уголовных дел. С начала года сумма установленного ущерба составила 59,6 млрд тенге (55,4 млрд – государству, 64 млн – юридическим лицам, 4,1 млрд – гражданам), что превышает показатель аналогичного периода прошлого года почти в 5 раз (12,4 млрд тенге).