Обзор трёхдневного симпозиума Центробанков в Джексон Хоуле
В воскресенье завершился трёхдневный симпозиум в Джексон-Хоуле, где представители центральных банков мира комментировали свои кредитно-монетарные политики и обсуждали, как они себя могут повести в следующих экономических кризисах и какие возможные меры в будущем могут предпринимать. Главным событием для участников финансового рынка было выступление главы ФРС Джаннет Йеллен.
Закончившаяся трёхдневная конференция в Джексон-Холе не дала главного ответа на вопрос «когда ФРС поднимет свою ключевую ставку». Однако комментарии Джанет Йелен не обнадёживают участников рынков, ждущих ужесточения монетарной политики ФРС в этом году: «Думается, что пространство для снижения ставок будет более ограниченным, чем ранее; прогнозы предполагают, что в долгосрочной перспективе ключевая процентная ставка приблизится к 3%, а комитет считает постепенное увеличение ставок уместным». Так же глава ФРС отметила, что перспективы экономики неоднозначны, курс денежно-кредитной политики нельзя определить заранее; темпы роста экономики достаточны для дальнейшего улучшения ситуации на рынке труда, и в случае ослабления роста экономики ФРС может смягчить монетарную политику в краткосрочной перспективе».
Прокомментировал выступление Джаннет Йеллен финансовый аналитик Владимир Лазутин: «Джексон-Хоул – ожидания жесткой риторики. Рынки готовились к жестким заявлениям представителей ФРС на заседании в Джексон-Хоуле, принимая во внимание улучшение ситуации в экономике. Несмотря на свою неоднозначность, глава ФРС дала возможность надеяться на повышение учётной ставки ФРС до конца года. Наверняка повышение ставки мы не увидим на сентябрьском заседании, но если 2 сентября американские статистические данные покажут понижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест по программе non-farm payrolls свыше 250 тыс., то, возможно, ФРС примет решение поднять ключевую ставку и на ближайшем заседании».
В свою очередь, глава ФРБ-Атланта Деннис Локхарт рассуждает, что делать с накопленными облигациями: "Центральный банк США должен решить, что делать с накопленными облигациями в условиях медленного экономического роста: вы видите, как идет изучение того, как мы собираемся работать в мире, который существенно отличается от докризисного». По словам Локхарта, в ФРС портфель облигаций будет сокращен, но некоторые представители американского ЦБ близки к признанию того, что нужно научиться жить с существующим портфелем".
Выступая на симпозиуме Федеральной резервной системы в Джексон-Хоуле в минувшие выходные глава ЦБ Харухико Курода заявил: «Банк Японии "без колебаний" примет дополнительные стимулирующие меры, чтобы достичь целевого показателя инфляции. Банк Японии продолжит внимательно изучать риски и примет дополнительные меры смягчения монетарной политики без колебаний».
Ранее Харухико Курода заявил, что политика отрицательных ставок Банка Японии еще не достигла своих пределов. Банк Японии не исключает возможности еще большего снижения процентных ставок. В начале этого года регулятор ввел отрицательные ставки, но даже эта мера не помогла стимулировать инфляцию и экономический рост.
По словам Куроды, Банк Японии также рассмотрит вопрос об изменении программы скупки активов, после того как в сентябре получит более детальный анализ результатов монетарной политики. В рамках действующей программы регулятор увеличивает денежную базу на 80 трлн йен ($784 млрд) в год.
По мнению аналитиков компании FOREX CLUB, Банк Японии сделает следующие шаги для смягчения денежно-кредитной политики уже на сентябрьском заседании, так как Банк Японии в последнее время показывает агрессивное вмешательство в смягчение монетарной политики. Таким образом, глава банка Харахико Курода даёт понять, что дальнейшие смягчительные меры, сегодня являются главным инструмент для достижения основных экономических показателей.
В этом году глава ЕЦБ Марио Драги не присутствовал на симпозиуме Федеральной резервной системы в Джексон-Хоуле. Дальнейшее видение в монетарной политике ЕЦБ рассказал на симпозиуме член исполнительного совета ЕЦБ Бенуа Кере. По его словам, ЕЦБ может сохранить низкие ставки, пока свой вклад в дело экономического роста и стабильности не будут вносить другие факторы. Меры стимулирования были приняты при том допущении, что они будут временными, — заявил Кере. — Но если другие виды экономической политики не в состоянии сыграть свою роль, мы не можем исключать того, что реальная равновесная ставка останется низкой».
Однако, по его словам, при существующих условиях эффект от монетарного стимулирования может ослабнуть, и его, возможно, будут сопровождать растущие побочные эффекты, — передает финансист.
Участники конференции в Джексон-Хоул задавались вопросом, что будут делать ФРС и другие центробанки во время следующего экономического кризиса. Из речи Джанет Йеллен следует, что основными инструментами останутся те, что активно использовались в последние годы (снижение ставок, покупки активов, «заявления о намерениях»), но потенциал их будет более ограниченным. Например, в среднем во время рецессии ФРС исторически сокращала ключевую ставку на 5,5 п.п. — при новом спаде это может оказаться недостижимо, если, конечно, не решиться на использование отрицательных номинальных ставок. Но Йеллен не включила отрицательные ставки в список потенциальных инструментов борьбы с будущим кризисом, и другие чиновники ФРС, которые говорили в Джексон-Хоул, дали понять, что не обсуждают отрицательные ставки в практическом ключе.
С ними поспорил Марвин Гудфренд из Университета Карнеги-Меллон, в 1990-х и начале 2000-х руководивший департаментом исследований Федерального резервного банка Ричмонда. «Следующий циклический спад — это только вопрос времени, и когда это произойдет, встанет вопрос об агрессивных действиях в области отрицательных ставок», — пишет экономист в работе, тоже представленной в Джексон-Хоул.
На конференции были так же представлены и более экзотические идеи: например, вариации на тему «разбрасывания денег с вертолета» (восходит к Милтону Фридману и подразумевает бесплатное предоставление напечатанных центробанком денег экономическим агентам) в работе Рикардо Реиса из Лондонской школы экономики.