В Карагандинской области бизнесмены недовольны рассмотрением в гражданских судах уголовных дел
Бизнесмены недовольны порядком рассмотрения судебных дел по искам налоговых органов. Складывающаяся практика уже оборачивается для них крайне неприятными последствиями.
Не дожидаясь приговора суда
Некогда преуспевающие строительные компании АО «Дорстройматериалы», ТОО «Улар МК» и ТОО «Саркан Плюс» сегодня едва сводят концы с концами. Чтобы избежать банкротства после доначисления налогов по сделкам с фирмами, которые на тот момент еще не были признаны лжепредприятиями, они были вынуждены применить процедуру реабилитации.
«С 2012 по 2014 год мы заключали договоры с ТОО «Астам Плюс KZ», ТОО «ТоргПромСтрой», ТОО «Gold Company KZ», ТОО «Казинтерактив 21 век». Данные фирмы оказывали нам широкий спектр услуг от мелких строительных работ, на которые не требуется лицензия, до грузовых перевозок», – рассказал «Курсиву» представитель группы строительных компаний Евгений Соколов.
В 2015 году в отношении перечисленных поставщиков возбудили уголовные дела. Обвинение было предъявлено Валерии Сосницкой и Галине Кордович, которые, по мнению следствия, выступили инициаторами преступных схем.
«В рамках досудебного расследования сотрудники департамента госдоходов по поручению следователей провели у нас налоговую проверку. По ее итогам составили акты, на основании которых направили нам уведомления о доначислении якобы неуплаченных налогов», – отметил собеседник.
По его словам, вина в уклонении от уплаты налогов группой компаний не была доказана: уголовные дела закрыли за отсутствием состава преступления. Тем не менее АО «Дорстройматериалы» доначислили КПН и НДС на сумму 275 млн тенге, ТОО «Улар МК» – 257 млн тенге, ТОО «Саркан Плюс» – 84 млн тенге.
«Уведомления от департамента мы получили в 2016 году за несколько месяцев до того, как приговор по уголовному делу вступил в силу. До рассмотрения дела судом с Валерии Сосницкой были сняты все обвинения. Галина Кордович заключила с прокурором соглашение о признании вины, которое утвердил суд. В связи с этим ей был назначен штраф. Позже приговор был отменен Верховным судом. Дело вернули на дорасследование. Однако до сих пор никаких новостей нет. Скорее всего, его списали в архив», – полагает Евгений Соколов.
Ввиду большого размера госпошлины в экономический суд были направлены иски об отмене только двух уведомлений, полученных от департамента государственных доходов.
«Суд посчитал, что вынесение уведомлений до вступления в силу приговора было абсолютно законным. И это несмотря на то, что наша бухгалтерская документация была в порядке», – возмущается г-н Соколов.
Выплатить единовременно указанные в уведомлениях суммы предприниматели оказались не в состоянии. В такой ситуации оставалось либо позволить налоговому органу пустить все имущество с молотка, либо применить процедуру реабилитации. Выбрав второй путь, бизнесмены сохранили производство, рабочие места и освободили арестованные счета. По условиям реабилитации налоговую задолженность им следует погашать частями на протяжении пяти лет.
Тревожная практика
По словам адвоката Ботагоз Садуовой, в похожем положении находятся и множество других бизнесменов. За последний год количество исков налоговых органов о признании сделок недействительными возросло в четыре раза – со 116 до 481. При этом доля удовлетворенных исков из числа рассмотренных практически не изменилась – 99%.
«Предположения налоговых органов о невозможности выполнения работ и оказания услуг поставщиками в связи отсутствием материальных ресурсов, технического персонала, транспортных средств и так далее не являются основанием для оспаривания недействительности сделок в условиях гражданского судопроизводства. Поскольку такие подозрения исследуются в порядке уголовного судопроизводства по признакам, предусмотренными ст. 216 УК РК «Совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров». Следовательно, признание такого рода сделок ничтожными в условиях гражданского судопроизводства недопустимо», – считает г-жа Садуова.
С ее точки зрения, складывающаяся практика рассмотрения подобного рода исков приводит к ущемлению прав добросовестных предпринимателей, а в некоторых случаях – к их разорению и банкротству.
«Например, в отношении поставщика ТОО «Компакт и К» в настоящее время отсутствует приговор суда. Однако сделки с ним в экономическом суде уже признаны недействительными. Получается, в гражданском судопроизводстве фактически вынесено решение, согласно которому, поставщик выписывал фиктивные счета-фактуры для минимизации налоговых обязательств, что является уголовным правонарушением. Остается только меру наказания назначить. Зачем возбуждать уголовное дело, проводить досудебное расследование, передавать дело в суд, проводить судебные разбирательства в условиях уголовного судопроизводства, ждать, когда решение вступит в силу, если можно быстро все решить на основании предположения налоговых органов в гражданском порядке?» – недоумевает адвокат.
«Пополнить казну любой ценой»
О подаче налоговыми органами исков, основанных на предположениях, также говорит заместитель директора РПП «Атамекен» Геннадий Жмук.
«Органы госдоходов, пользуясь своим правом, подают иски, не думая о представлении каких-либо доказательств. Судам же достаточно умозаключения налоговых органов о том, что контрагент недобросовестный. Мы гору документов приносим, апеллируем к нормам гражданского законодательства. Однако все это, что называется, мимо кассы», – сокрушается защитник прав бизнесменов.
Геннадий Жмук полагает: за совместной деятельностью налоговых органов и судов, скорее всего, скрывается не что иное, как стремление «пополнить казну любой ценой».
«Мы понимаем, что казну каким-то образом нужно пополнять. Но здесь цена выше: на копейку казна пополнится, а ущерба в десятки раз будет больше», – рассуждает он.
Как говорит начальник юридического управления ДГД по Карагандинской области Гульмира Боранбаева, значительная часть исков налоговых органов действительно касается контрагентов, вовлеченных в орбиту уголовного преследования.
«Геннадий Жмук долгое время говорит, что вину предприятия, которое создавало условия для уклонения от уплаты налогов другим контрагентам, нужно сначала доказать в уголовном процессе. Мы это и с судейским корпусом обсуждали. Однако уголовное дело может длиться десятки лет. И не во всех случаях для предпринимателей предусмотрена уголовная ответственность», – пояснила представитель налогового ведомства.
По убеждению Гульмиры Боранбаевой, налоговые органы реализуют свое право на подачу исков, а суды выносят обоснованные законные решения.
«Уголовный кодекс не интересует»
Как оказалось, служители Фемиды считают оспоримыми все сделки, которые рассматриваются в судах.
«Пока приговора нет, это оспоримая сделка, соответственно, мы обязаны ее рассматривать. Оспаривание сделки – право каждого. Реализация этого права и есть наша функция. Когда бизнесмены друг с другом судятся, мы же им не отказываем. Почему тогда мы должны отказывать налоговым органам?» – сказал председатель специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области Талгат Токбулатов, выступая на совещании в ассоциации предпринимателей Карагандинской области.
Решения гражданских судов, по которым контрагентам «лжепредприятий» доначисляются налоги, должны становиться одновременно и основанием для привлечения их к уголовной ответственности. Однако почему этого не происходит, из ответа Талгата Токбулатова понятно не стало.
Наряду с этим председатель экономического суда полагает, что к анализу статистических сведений нельзя подходить однобоко. Необходимо учитывать и то, по скольким искам было вынесено определение о прекращении производства и сколько исков оставлено без рассмотрения, когда в ходе судебного разбирательства налоговый орган понял, что ошибся.
Талгат Токбулатов советует бизнесменам держать в порядке документацию по бухгалтерскому учету, чтобы защитить свои права в суде. Кроме того, он не исключает возможности их обращения в суды с исками о признании сделок действительными.
Адвокаты, со своей стороны, предлагают более разумный, по их мнению, выход из сложившейся ситуации.
«Налоговым органам проще решить вопрос в гражданском судопроизводстве. Поэтому такие иски будут расти в геометрической прогрессии. Мы ничего лишнего не просим, а только исполнять требования статей 157, 158 Гражданского кодекса РК и Нормативного постановления Верховного суда №6 от 7 июля 2016 года», – говорит Ботагоз Садуова.