Казахстан запретил экспортировать минудобрения через перекупщиков
Правительство Казахстана ограничило экспорт некоторых видов азотных удобрений. Теперь вывозить из страны нитрат аммония (аммиачная селитра) и аммофос (фосфорнокислый аммоний) могут только их производители – компании «Казазот» и «Казфосфат». Такое решение принято, чтобы поддержать местных товаропроизводителей и не допустить вывоз из страны. Об этом сообщает сайт премьер-министра.
Нитрат аммония и аммофос востребованы у фермеров, и, чтобы обеспечить ими внутренний рынок, власти страны субсидируют 50% стоимости удобрений. Перекупщики, в свою очередь, пользуются ситуацией и вывозят их за рубеж.
«Таможенные органы фиксируют факты экспорта субсидируемых удобрений казахстанского происхождения другими субъектами рынка, помимо их производителей. Это приводит к снижению обеспеченности отечественных аграриев. Принято решение предоставить исключительное право на экспорт данных видов удобрений только их производителям», – пояснили решение в правительстве Казахстана.
Там добавили, что казахстанских фермеров, которым необходимы азотные удобрения, будут обеспечивать в приоритетном порядке согласно заявкам акиматов регионов. Правительство пообещало, что на основании принятого постановления будут разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выдачи лицензий. Лицензиаром определен комитет индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
По данным издания World of NAN, которое пишет об отрасли сельского хозяйства, по итогам первого полугодия 2022-го из Казахстана отправили на экспорт 119,1 тыс. тонн всех типов химических и минеральных удобрений на общую сумму $78,5 млн. В натуральном выражении произошел спад поставок сразу на 31,7% за год, однако в денежном выражении наблюдался рост на 75,9%. В то же время импорт удобрений превысил экспорт в 3,9 раза в натуральном и в 1,9 раза в денежном выражении. В РК с начала года завезли 467,5 тыс. тонн удобрений всех типов на сумму $145,8 млн.
«Получая такую прибыль, производителям удобрений явно выгодней экспортировать продукцию, поскольку государство всячески препятствует увеличению цен на внутреннем рынке. Цена на зарубежные удобрения может быть выше. И некоторым фермерам просто не по карману их покупка», – отмечает издание.
«Интерфакс» писал, что с середины 2020-го по конец 2022 года цены на удобрения в мире выросли в три раза. Стоимость азотных удобрений с начала года уже упала на треть, до $270 за тонну, на фоне повышенного предложения на рынке и снижения цен на газ.
В марте рейтинговое агентство Fitch понизило свои ожидания по ценам на азотные удобрения в 2023-2024 годах. Аналитики прогнозируют, что цены на аммиак в этом году понизятся с $750 до $600 за тонну. Это на 40–45% ниже уровней 2022-го. Это объясняется тем, что на рынке аммиака спрос превышает предложение из-за ввода новых производственных мощностей в прошлом году, причем ожидается, что они будут увеличиваться до 2025 года.
Кто производит аммофос и аммиачную селитру в Казахстане
Нитрат аммония (аммиачная селитра) и аммофос используются как азотные удобрения. Промежуточное сырье для них – аммиак — получают из природного газа.
Производством аммофоса занимается завод «Минеральные удобрения», который входит в группу «Казфосфат» с 2001 года. Само предприятие основано в 1950 году. В прошлом году Таразский филиал «Казфосфата» открыл новый цех минеральных удобрений с ежегодной мощностью в 1 млн тонн.
Единственным производителем аммиака и аммиачной селитры в Казахстане является компания «КазАзот». Природный газ, являющийся основным сырьем в производстве аммиака, «КазАзот» получает с собственного месторождения «Шагырлы-Шомышты».
Годовая добыча природного газа в Казахстане превышает 50 млрд кубометров. В основном это попутный нефтяной газ, для переработки которого нужны значительные инвестиции. Производство товарного газа составляет 25-26 млрд кубометров в год, то есть около половины из всего добываемого топлива.
В результате лишь половина добываемого газа идет на переработку в товарный газ — около трети «сырого» газа закачивается обратно в пласт для поддержания пластового давления, оставшиеся 20% используются на нужды недропользователей или сжигаются.
В апреле прошлого года тогдашний глава Минэнерго Болат Акчулаков заявлял, что к 2025 году Казахстан может столкнуться с существенной нехваткой газа, если горно-металлургические предприятия будут активно переходить на него с угля.
Для снижения дефицита перерабатывающих мощностей QazaqGaz с партнерами строит для переработки газа с Кашаганского месторождения ГПЗ-1 «Кашаган» мощностью 1,15 млрд кубометров по сырью, который планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году. Также компания прорабатывает проект строительства до 2029 года ГПЗ-2 «Кашаган» мощностью 4 млрд кубометров с инвестициями не менее $2,6 млрд.
Фермеры не могли подать заявки на субсидии
С февраля этого года в Казахстане была запущена единая государственная информационная система субсидирования агропромышленного комплекса (ЕГИСС) gosagro.kz взамен платной коммерческой платформы qoldau.kz.
Заявки на субсидирование минеральных удобрений на gosagro.kz принимают с 1 февраля по 1 декабря, а пестицидов – с 1 апреля по 1 декабря. Но чтобы их подать, требуется утверждение акиматами перечней и норм субсидий.
В апреле, после жалоб фермеров на сложности с подачей заявок на субсидирование удобрений через gosagro.kz, Минсельхоз отменил требование о предоставлении агрохимических картограмм (карта, на которой различными цветами или штриховкой показано, как обеспечен пахотный слой почвы питательными веществами) и карт полей до конца 2023 года. Предоставление агрохимических картограмм стало обязательным с 1 января 2023 года. Также до 31 декабря 2023 года вводится отсрочка по оцифровке полей через нацкомпанию «Казкосмос».
Перед запуском платформы gosagro.kz фермеры предоставляли заявки через сайт qoldau.kz, часто определяя севооборот и границы своих полей исключительно на основе субъективной оценки. Эти данные не подвергались проверке на достоверность и не проходили форматно-логический контроль. Выдача субсидий через платформу gosagro.kz основана на данных космического мониторинга земель, что позволяет значительно повысить достоверность и точность информации, утверждали в МСХ.