KazPrime рынку не указ

Опубликовано
Cнижение индикатора ставки межбанковских кредитов KazPrime с 11,8% до 6,5% за три прошедших месяца – фактор лишь отчасти положительный. Максимальный размер кредита в 150 млн тенге слишком мал, а потому практически невостребован банками. Только существенное поднятие этого «потолка» оживит банки, пусть даже ставка на кредиты и возрастет, уверен вице-президент KASE Андрей Цалюк.

KazPrime рынку не указCнижение индикатора ставки межбанковских кредитов KazPrime с 11,8% до 6,5% за три прошедших месяца – фактор лишь отчасти положительный. Максимальный размер кредита в 150 млн тенге слишком мал, а потому практически невостребован банками. Только существенное поднятие этого «потолка» оживит банки, пусть даже ставка на кредиты и возрастет, уверен вице-президент KASE Андрей Цалюк.

Снижение биржевого индикатора KazPrime-3M (3М – за три месяца – «Къ») говорит о том, что казахстанские банки наиболее высокого кредитного качества могут получить взаймы на три месяца не более 150 млн тенге каждый под более низкий процент, чем ранее.

В условиях текущего кризиса это явление действительно является позитивным для банковского сектора, ведь пять месяцев назад цена таких денег была в 2,5 раза выше, сходятся во мнениях как вице-президент KASE Андрей Цалюк, так и директора департаментов казначейств «Казкома» и RBS Kazakhstan Лев Ким и Ариф Бабаев.

Андрей Цалюк считает, что в дальнейшем существенного падения индикатора не предвидится. Скорее всего, значение KazPrime в ближайший месяц будет находиться в районе 6-7 % годовых.

В настоящее время наблюдается весьма своеобразная ситуация. Судя по индикаторам денежного рынка (KazPrime-3M, KIBOR, TONIA, отчасти доходность нот Нацбанка и еще в меньшей степени – доходность МЕКАМ), на рынке присутствует избыточная ликвидность по тенге, во всяком случае, краткосрочная. Судя по параметрам кредитования субъектов экономики, ликвидность резко ограничена.

Например, по данным Нацбанка Казахстана, во втором квартале текущего года на рынке наблюдалось сохранение прежней консервативно-жесткой кредитной политики. Подавляющее большинство кредитных организаций не изменили кредитную политику, некоторые незначительно ее ужесточили. При этом имело место увеличение маржи по рискованным видам кредитования и ужесточение требований к залоговому обеспечению кредитов.

Прогнозы банков по кредитному рынку на третий квартал 2009 года сохраняют консерватизм в отношении кредитной политики. Большинство банков в конце июля не планировали менять политику и изменять ценовые условия кредитования в третьем квартале, а пятая часть опрошенных Нацбанком кредитных организаций собирались в третьем квартале ужесточить кредитную политику в сегментах ипотеки и потребительского кредитования.

Как видно, тренды здесь отличаются от тренда KazPrime.

Есть и другой аспект. Как было упомянуто выше, индикатор KazPrime подразумевает ответственность банков по выставленным котировкам в объеме 150 млн тенге. Указанная сумма сейчас практически не востребована банками, которые формируют индикатор.

Она слишком мала и не может всерьез помочь им, рассказал «Къ» Андрей Цалюк. Если бы предлагались суммы с девятью нулями, некоторые банки с большой охотой привлекали бы такие деньги даже под ставку, ощутимо превышающую текущий KazPrime-3M. Но лимитов такого объема друг на друга в настоящее время у казахстанских банков даже самого высокого кредитного качества нет. Вот и получается, что маленькие суммы банкам не интересны, а большие, которые можно эффективно использовать, получить невозможно.

Третий аспект – пенсионные фонды. «Бегство в качество» (то есть в ГЦБ и суперкороткие инструменты) этого казахстанского инвестора, а также банков второго уровня вылилось в значительное давление на ставки денежного рынка. За полгода доходность нот Нацбанка упала в два раза, практически та же участь постигла МЕОКАМ, а ставки репо «овернайт» (индикатор TONIA) уже стали меньше 1% годовых.

Другими словами, ослабление кризиса ликвидности выглядит весьма условным. Свободные деньги есть, но они «зависают» на финансовом рынке, крайне неохотно идут в реальный сектор (кроме целевых денег антикризисных программ, с освоением которых тоже не так давно было не все гладко) и даже на межбанковском уровне мигрируют с трудом.

Причина – кризис доверия. Серия дефолтов корпоративного сектора и банков по своим обязательствам и неуклонно ухудшающаяся структура ссудного портфеля казахстанских банков заставляют риск-менеджеров подходить к процедурам кредитования (в том числе и банков) крайне консервативно.

Из вышесказанного следует, что ситуация с кризисом ликвидности реально выглядит менее оптимистично, чем ее рисуют биржевые индикаторы денежного рынка. Но это не потому, что индикаторы плохи. Они сконструированы по принятым в мире стандартам. И KASE предпринимает все меры, чтобы эти стандарты соблюдать. Нужно просто хорошо понимать, что эти индикаторы отражают.

Напоследок вице-президент KASE акцентирует внимание читателей на том, что KazPrime-3M является индикатором, который характеризует лишь определенный сегмент межбанковского денежного рынка Казахстана. «Переоценивать его репрезентативность в части отражения общей экономической ситуации в стране не стоит», — резюмирует Андрей Цалюк.

KazPrime формируют:
На сегодняшний день участниками Соглашения о формировании индикатора KazPrime являются АО «АТФБанк», АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный сберегательный банк Казахстана», ДБ АО «HSBC Банк Казахстан», АО «Дочерний Банк «RBS (Kazakhstan)».

Рекорды KazPrime:
Минимум – 5,25 % годовых (на 20.12.06), максимум – 15,04 % годовых (на 16.03.09).

Читайте также