Великобритания упрощает доступ эмитентов на LSE
Британское Управление по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках (FCA) внесет коррективы в правила листинга компаний на Лондонской фондовой бирже (LSE). Изменения помогут «устранить разрыв» между Лондоном и другими мировыми финансовыми центрами, отметил бывший еврокомиссар по финансовым рынкам, член Консервативной партии Джонатан Хилл, который руководил пересмотром правил листинга по поручению правительства.
Догнать и перегнать
Британские власти беспокоит, что Лондон начал отставать от своих международных конкурентов, таких как Амстердам, Нью-Йорк и Гонконг. Согласно отчету Джонатана Хилла, с 2015 по 2020 год в Лондоне прошло всего 5% мировых IPO. Кроме того, ранее в этом году Амстердам обогнал Лондон по объему торговли акциями. Эксперты стали говорить о том, что за этим может последовать сокращение рабочих мест в Великобритании, по мере того, как европейские компании покидают Лондон из-за Brexit.
В отчете, подготовленном Хиллом, предлагается более десятка реформ, призванных облегчить процесс листинга инновационных компаний в Великобритании.
Одним из основных изменений, которые призваны сделать листинг на LSE для европейских технологических стартапов таким же привлекательным с точки зрения сохранения контроля, как и листинг на Нью-Йоркской или Амстердамской фондовых биржах, является использование акций двойного класса, пояснил «Курсиву» директор департамента финансового консультирования и андеррайтинга Halyk Finance Олег Хван. Эта мера, по его словам, позволит учредителям сохранять контроль над своими компаниями, предоставляя им право голоса при принятии решений, таких как, например, корпоративные поглощения.
Речь идет о компаниях по приобретению специального назначения (SPAC). Ведущий мировой деловой телеканал CNBC характеризует SPAC так: «Подставная компания, созданная инвесторами с единственной целью – собрать деньги посредством IPO для последующего приобретения другой компании». SPAC не ведет коммерческих операций и создано исключительно для привлечения капитала через IPO. Такие компании существуют уже несколько десятилетий. В последние годы они стали более популярными, привлекая известных андеррайтеров и инвесторов.
«Создание условий для привлечения SPAC-компаний, созданных специально для слияния с другими частными компаниями, желающими выйти на LSE, минуя процедуру IPO, позволит целевым компаниям быстрее получить доступ к долевому рынку капитала», – отметил Хван.
Согласно текущей версии правил при объявлении о слиянии SPAC с другой компанией, торговля ее акциями приостанавливается. В связи с этим SPAC в настоящее время не размещаются в Лондоне. Хилл предлагает отменить это правило, а также обеспечить дополнительные механизмы защиты для акционеров SPAC – дать им право голоса и выкупа акций. Предполагается, что создание условий для размещения SPAC позволит Лондону конкурировать с Нью-Йорком, где только за прошлый год такие компании привлекли около $84 млрд.
Вместе с тем аналитик АО «Фридом Финанс» Тамерлан Абсалямов сомневается, что даже при создании условий для листинга SPAC Лондон сможет посоперничать в этом направлении с Нью-Йорком. Рынок США, по его словам, обладает гораздо более широкой базой инвесторов с достаточно высоким аппетитом к риску, что влечет за собой более высокие мультипликаторы и, соответственно, более высокую потенциальную прибыль. В США также есть развитая система венчурных фондов, которые позволяют таким стартапам развиваться и далее выходить на рынок через SPAC-сделки, провоцируя повышение спроса на такого рода сделки.
«В США это целая экосистема, которая строилась долгие годы, и именно поэтому большинство SPAC-сделок либо американские, либо нацелены торговаться на американских площадках, так как NASDAQ более ликвиден и до сих пор является лидирующей площадкой для размещения технологических компаний. Вполне логично, что снижение регулирования должно повысить популярность SPAC-сделок на рынке LSE, но из-за указанных выше факторов маловероятно, что LSE сможет составить серьезную конкуренцию американским рынкам», – отметил Абсалямов «Курсиву».
Другой барьер, который, по данным отчета, делает Лондон менее популярной площадкой, – это высокие требования для премиального листинга. Этот сегмент предоставляет компаниям возможность включения их в индексы FTSE и подразумевает более высокие объемы торгов. Хилл предлагает сократить требуемый при премиальном листинге объем free float с 25 до 15%, а также упростить процесс подачи документов на размещение.
Другие рекомендации, представленные в отчете, включают «полное переосмысление» документов, подаваемых при размещении акций на бирже (проспект эмиссии); более активное привлечение розничных инвесторов к сбору средств и голосованию акционеров, а также возложение на регулятора обязанности учитывать «общую привлекательность Великобритании как места для ведения бизнеса» при принятии решений.
Министр финансов Великобритании Риши Сунак заявил, что правительство намерено быстро отреагировать на рекомендации.
Старая экономика против новой
Еврокомиссар Джонатан Хилл в своем отчете также отметил, что в индексе FTSE 100, состоящем из самых «дорогих» эмитентов LSE, очень мало инновационных технологических компаний. Летом 2020 года капитализация одной только Apple превысила капитализацию всего индекса FTSE 100. Крупнейшие компании, зарегистрированные на LSE, работают либо в финансовом секторе, либо в каком-либо другом секторе «старой экономики».
Между тем 4 марта, на следующий день после объявления о реформах, стало известно, что британский стартап по доставке еды Deliveroo выбрал Лондон для проведения IPO. Участники рынка полагают, что на решение компании повлияли недавние заявления правительства о планируемых реформах фондового рынка. Ожидается, что оценка Deliveroo при размещении составит около $10 млрд.
По словам Олега Хвана, Deliveroo будет одним из первых эмитентов, который сможет воспользоваться смягченными требованиями LSE. «Компания планирует использовать структуру двойного класса акций, что позволит ее основателю сохранить дополнительные права голоса после IPO на LSE и, как следствие, больший контроль над компанией», – пояснил аналитик.
Стоит отметить, что Лондонская биржа – любимая площадка для размещения казахстанских банков и компаний горнометаллургического сектора. В Лондоне проходили IPO крупнейших и наиболее успешных казахстанских компаний: сырьевых Eurasian Resources Group, KAZ Minerals, «Разведка Добыча КазМунайГаз», мобильного оператора Kcell, Казкоммерцбанка и Народного банка. На LSE торгуется и одна из самых перспективных национальных компаний – уранодобывающая «Казатомпром», акции которой за последний год выросли на 80%. На этой же площадке в октябре прошлого года состоялось IPO финтех-компании Kaspi.kz, которая с капитализацией $13,4 млрд является самой дорогой отечественной компанией.
Смягчение правил листинга на LSE может коснуться и отечественных компаний, планирующих выйти на биржу.
«В случае если предложенные изменения в правила размещения ценных бумаг на LSE будут касаться не только премиального, но и стандартного сегмента основной площадки LSE, в котором как раз и находятся глобальные депозитарные расписки казахстанских эмитентов (за исключением акций KAZ Minerals PLC), то предложение по снижению требования по минимальной доле акций в свободном обращении с 25 до 15% может сделать стандартный листинг глобальных депозитарных расписок более привлекательным и для потенциальных казахстанских эмитентов», – отметил Хван.
При этом он добавил, что, с точки зрения координаторов и ведущих менеджеров, объем работ, связанный с выводом компаний на IPO, необходимо рассматривать в индивидуальном порядке для каждого эмитента.