Что даст цифровой тенге

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Цифровой тенге можно будет использовать при госзакупках, лизинге и ипотеке. Фото: pixabay

При разработке платформы цифрового тенге (ЦТ) обсуждается возможность его использования при госзакупках, трансграничных переводах, лизинге, ипотеке, офлайн-платежах, а также обмене на другие активы, в том числе криптовалюты и обычные иностранные валюты, сообщил бизнес-аналитик проекта «Цифровой тенге» Руслан Конурбаев.

«Мы провели целый ряд исследований по различным направлениям, в том числе экономическому, которые показывают, что у цифрового тенге есть как технологические преимущества, которые позволят обеспечить новые сервисы и возможности для всех участников рынка, так и определенный уровень экономической и финансовой стабильности, который обеспечивается рядом мер, предпринятых на ранних стадиях дизайна цифрового тенге. В частности, это отсутствие начисления процентов, и также мы говорим о возможности лимитирования потенциальных шоков со стороны регулятора», – сказал он в ходе Decentral Asia, представляя технологические аспекты и текущий статус по развитию проекта.

В течение 2022 года разработанный ранее прототип ЦТ дорабатывался с учетом развития технологий и интересов участников рынка. Для этого был проведен пилотный проект с участием финансовых организаций, что позволило протестировать реальность проведения с ЦТ популярных сейчас операций.

«Был ограниченный список участников, которые смогли воспользоваться цифровым тенге в определенных тестах. Соответственно, сейчас вы можете видеть определенную статистику по пилоту. Был обеспечен полный жизненный цикл цифрового тенге от эмиссии до погашения, были реализованы базовые свойства платежных систем, какие сейчас есть у банков и финтехорганизаций. В частности, перевод по номеру телефона, переводы по QR, были протестированы возможности программирования», – сказал Конурбаев.

Вместе с тем он заверил, что тестирование программируемости было проведено, лишь чтобы подтвердить его возможность.

«Мы не говорим о том, что цифровой тенге будет программируемый – это одна из главных страшилок мира. Это была именно проверка технологической возможности такого решения. Соответственно, мы смотрели различные варианты с периодом использования, назначения, лимитирования суммы транзакции и возможности расходования в тех или иных торговых и сервисных предприятиях», – отметил он.

По его словам, был проведен целый ряд исследований по различным направлениям, в том числе экономическому, которые показали, что у ЦТ есть как технологические преимущества, которые позволят обеспечить новые сервисы и возможности для всех участников рынка, так и определенный уровень экономической и финансовой стабильности. Этой стабильности удалось достичь за счет отсутствия начисления процентов на текущее количество ЦТ и возможности лимитирования потенциальных шоков со стороны регулятора.

Интерес к ЦТ Конурбаев обозначил большим количеством заявок в хабе ЦТ, а также большим количеством вопросов, задаваемых масс-медиа и финтех-корпорациями.

«Другая важная вещь, которую нельзя игнорировать, это то, что индустрия цифровых активов не остается на месте. Можно, конечно, попытаться закрыть на это глаза, но она не перестанет от этого существовать. Для того, чтобы быть готовым, чтобы иметь платежную систему нового типа для страны, которая хочет двигаться вперед, необходимо иметь соответствующую цифровую валюту центрального банка. Для этих вызовов мы как раз и проводили большое количество исследований, изысканий и работ для создания цифрового тенге, который бы удовлетворял всем требованиям нового времени», – сказал он.

Конурбаев отнес ЦТ к некоему компромиссу между абсолютно централизованной и децентрализованной моделью.

«Эмитентом в системе является центральный банк – Национальный банк Республики Казахстан. Но при этом всем он не обладает полнотой информации о всех транзакциях, проходящих в сети. Он лишь подтверждает уникальность токенов, проверяет логику транзакций, но он не знает, какое количество токенов, какое количество средств находится у человека на кошельках. Это сбалансированное компромиссное решение, которое позволяет добиться определенного уровня эффективности, инновационности, и при этом не нарушая анонимности и права людей на сохранение своих личных или банковских данных», – сказал он.

Кроме того, по его мнению, в Казахстане удалось соблюсти баланс между анонимностью и прослеживаемостью.

«В нашем случае было принято решение, что есть определенные маркированные токены, есть возможность их использовать, однако при исполнении своего назначения, то есть при покупке какого-либо цифрового товара, уже в кошельке человека, у которого эти товары были куплены, токены превращаются в свободно конвертируемые, и, соответственно, какой-либо угрозы риска отслеживаемости, риска для нарушения персональных данных здесь нет. Интеграция мобильных приложений внешних участников. Здесь мы рассматриваем в первую очередь банки, но и различные финтех-организации тоже», – отметил он.

Какие возможности откроет цифровой тенге

Говоря о возможностях, которые даст ЦТ, Конурбаев отметил возможность проведения офлайн-транзакций. По его мнению, это является ноу-хау ЦТ.

«В рамках работ прошлого и этого года мы проверили на технологическом уровне вживую несколько аспектов нашей цифровой валюты Центрального банка. Это программируемость токенов, об этом мы поговорим подробнее чуть попозже, цепочку офлайн-транзакций, что является настоящим ноу-хау цифрового тенге. В данный момент, в принципе, не так много технологий, которые могут позволить вам проводить целую цепочку транзакций, то есть я перевожу кому-то еще, человек переводит дальше, потом платит бензин. Потом человек, которому заплатили за бензин, платит дальше. Последовательность передачи токенов от одного к другому. Есть технологии, которые позволяют это делать, но в большинстве своем именно для цифровых валют центральных банков реализация подобного свойства крайне редкое явление», – сказал он.

Другой возможностью он называет трансграничные переводы. В частности, речь идет о переводах в страны Европы и Центральной Азии.

«В прошлом году мы подписали меморандум с Кыргызской Республикой. Мы будем активно работать в этом направлении. Еще другие страны Центральной Азии, с которыми мы ведем переговоры. И есть еще ряд нюансов, связанных с вопросами платформы с другими сервисами, которые, в частности, могут позволить трансграничные переводы в страны Европы. Потому что именно они являются нашими основными торговыми партнерами, покупают углеводороды», – сказал Конурбаев «Курсиву».

Что касается переводов в Россию и Китай, то о них пока речи не идет. В первом случае из-за геополитической ситуации, во втором – из-за Народного Банка Китая, который занимает достаточно консервативную позицию в данном вопросе. Вместе с тем переговоры и обмен соответствующим опытом с китайской стороной идут.

Кроме того, ЦТ можно будет использовать в расчетах с государством и в госзакупках.

«Использование ЦТ в расчетах с государством. Есть варианты использования цифрового тенге в различных платежах подобного рода. В частности, мы подумываем о проведении определенных исследований в платежах по госзакупкам. Посмотрим, насколько возможна реализация блокчейн-технологий и ее свойств для искоренения извечных проблем, связанных с этими госзакупками», – сказал представитель проекта.

Еще одним из возможных кейсов станет упорядочивание работы в сфере благотворительности.

«Можно создать такую вещь, когда без особых проблем привязывается ваш цифровой кошелек, счет к какому-то определенному веб-интерфейсу, в котором все входящие анонимны, не отображаются. Но при этом всем люди могут отслеживать в реальном времени траты этого цифрового кошелька, именно исходящие… То есть людям не нужно будет делать выкладки: вот, мы потратили деньги на столько-то. Они предлагают QR-код, и вы можете видеть, что деньги, которые вы перевели пострадавшим в том или ином бедствии, ушли не на покупку нового Lamborghini, но действительно на покупку тех вещей, которые были нужны», – сказал Конурбаев.

Другой вариант использования ЦТ был предложен участником рынка. Речь идет о безопасной открытой сделке, когда человек работает как фрилансер, делая хостинговые страницы для сайта.

«Чтобы у вас не было потенциальных проблем с заказчиком, можно реализовать смарт-контракт, который будет неким посредником, автоматизированным цифровым счетом. Когда вы подписываете условия, что должен быть реализован определенный контент, хостинг, страничка, можно было достучаться по IP, проверить и, соответственно, заказчик соглашается. Вы подписываете этот контракт, и заказчик переводит деньги на цифровой кошелек», – сказал он.

Смарт-контракт, по его словам, будет давать возможность работать и в других сферах. В частности, их можно заключать на покупку или продажу акций, падение или рост их стоимости. ЦТ также может помочь автоматизировать процессы, связанные с лизингом или ипотекой.

«Это целый океан возможностей, которые можно предоставить», – сказал он, отметив, что проект принимает идеи от граждан, финтех-организаций и других лиц, как еще можно использовать ЦТ.

Поэтому Конурбаев уверен, что казахстанцы будут иметь весомые стимулы для использования в будущем ЦТ. Полноценная платформа ЦТ должна быть разработана к концу 2025 года. Именно тогда и должны быть запущены все заявленные сервисы. Однако он уточнил, что многое будет зависеть от участников рынка, поскольку участники проекта лишь создают возможности, которые должны быть подхвачены бизнесом. Помимо этого, необходимо будет внести необходимые изменения в законодательство, поскольку технологии чаще всего опережают существующие нормативно-правовые акты.

Читайте также