Рынок требует от единорогов не тянуть время
Рынок требует от компаний-единорогов принять решение и «засекает время». Примечательно, что происходит это в момент, когда технологические компании, оцененные на публичном рынке в десятки миллиардов долларов, сегодня эти миллиарды теряют. Осознание этого факта может вынудить нынешних единорогов принять решение быстрее, и неважно, будет это к лучшему или к худшему.
В прошлый четверг сервис по краткосрочной аренде жилья компания Airbnb подтвердила свои планы выйти IPO в следующем году. Время, выбранное для этого заявления – а оно было сделано сразу после того, как WeWork, материнская компания We Co., отложила свое публичное размещение, – говорит само за себя.
Обе компании – одни из наиболее высоко оцененных и входят в число тех участников частного рынка, которые благодаря своим оценкам сразу после IPO окажутся в верхней части списка S&P 500. Однако, как показывает опыт Uber и Lyft, тот факт, что компании очаровали частных инвесторов, вовсе не означает аналогичного развития событий на публичных рынках.
We Co. продемонстрировала это наиболее драматическим образом. Прославленный коворкинговый сервис в прошлом году потерял почти $2 млрд, и это больше, чем компания заработала. Такое положение дел никогда не находило понимания у публичных инвесторов, которые ранее обвинили сервисы по вызову такси в своих убытках, а также в отсутствии четкого понимания путей достижения прибыльности.
Необычные учетные показатели вроде «Скорректированная обществом EBITDA», как и эксцентричное, самонадеянное поведение основателя и главного исполнительного директора компании Адама Неймана, стали причиной возникновения определенной тревоги. Публичные инвесторы дали понять, что «выход в кэш» в пределах последней частной оценки в $47 млрд для We Co. просто нереалистичен и сделали это небезосновательно.
Впрочем, эта ситуация необязательно должна как-то отразиться на Airbnb. При оценке в $31 млрд по состоянию на 2017 год компания превратилась в повсеместно доступный глобальный сервис по сдаче жилья в аренду. Airbnb предлагает своим клиентам свыше 7 млн вариантов, это больше, чем весь номерной фонд гостиничных сетей по всему миру. Компания утверждает, что во II квартале ее доходы превысили $1 млрд. Более того, с точки зрения доходов до вычета процентов, налогов, износа и амортизации бизнес Airbnb был прибыльным как в 2017-м, так и в 2018 году.
Хорошие результаты показали и некоторые другие бывшие единороги, то есть частные компании, оцениваемые рынком в сумму более $1 млрд.
Так, компания Pinterest, которая до своего IPO в апреле в частном порядке оценивалась в $12 млрд, после листинга подорожала на 59%.
Вероятно, у единорогов среднего возраста, как, например, Airbnb, нет выбора, кроме как взять на себя эту ответственность. В условиях самой продолжительной в США экономической экспансии аналитики, как и индикаторы рынка, указывают на растущую вероятность рецессии.
Компании Airbnb уже 11 лет, и она не сможет быть вечно привлекательной для тех инвесторов и сотрудников, которые поверили в нее в надежде выгодного IPO в подходящий момент времени.
Для потенциальных же инвесторов утешением должен стать тот факт, что не все технологические компании – бракованный товар. Возможно, они действительно знают, что делают.